Резолюция Международной научно-практической конференции «Иммиграционная амнистия как механизм решения демографических проблем России»

РЕЗОЛЮЦИЯ

Международной научно-практической конференции

“ИММИГРАЦИОННАЯ АМНИСТИЯ КАК МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РОССИИ” 

Москва, Институт демографических исследований (ИДИ) ФНИСЦ РАН

9  декабря 2020  года

Конференция была организована МОД «Форум переселенческих организаций» в рамках проекта «Право на Родину» (реализуемого по президентскому гранту) в партнерстве с Институтом демографических исследований (ИДИ ФНИСЦ РАН) и Институтом стран СНГ.

Мероприятие проведено в режиме видеоконференции.

В работе конференции приняли участие руководитель Главного управления по вопросам миграции МВД России В.Л. Казакова, депутат Госдумы России, спецпредставитель по вопросам миграции и гражданства К.Ф. Затулин, секретарь Союза журналистов России М.А. Федотов, представители УВКБ ООН в России и Бюро МОМ в Москве, Уполномоченные по правам человека в Воронежской и Свердловской областях Т.Д. Зражевская и Т.Г. Мерзлякова, руководители профильных департаментов и управлений МИД России,

Минвостокразвития, Минтруда России, Роспотребнадзора, Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, научные сотрудники ИДИ ФНИСЦ РАН, МГИМО, МГУ, Центрального европейского университета, Центра миграционных исследований ИНП РАН (Казахстан), эксперты, специалисты и адвокаты в сфере миграции (в т.ч. международной), а также переселенцы, оказавшиеся в сложных жизненных ситуациях по указанной проблематике.

В ходе конференции были заслушаны более 40 докладов представителей профильных органов государственной власти, научного сообщества и специалистов по 6 основным проблемным блокам, связанным с демографическими угрозами национальной безопасности, легализацией длительно проживающих в России иностранных граждан лиц с неурегулированным правовым статусом, включая трудовых мигрантов, в т.ч. в условиях пандемии, а также особенностями миграционных амнистий и опытом их проведения в разных странах.

***

В Российской Федерации отмечается устойчивая убыль населения, имеющая тенденцию к возрастанию, что является сдерживающим фактором социально-экономического развития и создает угрозу национальной безопасности.

По оценке МВД России на конец 2018 г. в России насчитывалось около 2 млн. мигрантов с неурегулированным правовым статусом. Очевидно, что их значительно больше, т.к. часть из них боятся выйти из тени, чтобы не получить запрет на последующий въезд в Россию. Многие из них стали нелегалами поневоле – из-за несовершенства законодательства либо его незнания, волокиты и нарушений в местных миграционных службах и органах полиции, запретом на въезд в РФ в связи с совершением 2 незначительных административных правонарушений.

Более того, даже многие переехавшие в Россию участники Госпрограммы переселения соотечественников не смогли вовремя оформить свой правовой статус, как правило, по не зависящим от них причинам.

Значительная часть прибывших в Россию в 2014 г. и последующие годы граждан Украины не имеет возможности восстановить или продлить украинские документы, необходимые для получения временного убежища, разрешения на временное проживание, вида на жительство либо гражданства Российской Федерации.

Эти этнически, культурно и духовно близкие россиянам соотечественники давно живут и работают в России, имеют здесь свои семьи с детьми, развитые социальные связи, считают Россию своей родиной и хотят стать её гражданами.

В подобных ситуациях многие принимающие мигрантов страны проводят урегулирование их правового статуса как альтернативный способ противодействия нелегальной миграции.

В России в этих целях использовались, в основном, лишь “силовые” методы: административные запреты, штрафы, ужесточение порядка постановки на миграционный учет, выдворение с последующим запретом на въезд и др., которые лишь способствуют уходу в тень все большего числа мигрантов, включая соотечественников с неопределённым правовым статусом.

На конференции отмечено существующее взаимопонимание между представителями полномочных органов государственной власти, правоохранительных органов, учеными и правозащитниками по вопросу необходимости скорейшего принятия исчерпывающих мер по урегулированию правового статуса проживающих в России нелегальных мигрантов.

Заслушав и обсудив выступления участников конференции по российскому и зарубежному опыту легализации мигрантов, ситуации в регионах по реализации указов Президента РФ от 18.04.2020 № 374, от 15.06.2020 № 392 и от 23.09.2020 № 580, проанализировав основные причины появления мигрантов-нелегалов, участники конференции единодушно пришли к выводу о том, что в условиях естественного сокращения численности российского населения миграционный прирост должен рассматриваться как основной фактор улучшения демографической ситуации.

Одним из наиболее эффективных решений в этом направлении может стать как урегулирование правового статуса мигрантов, уже находящихся на территории России, так и создание условий в будущем для беспрепятственного получения вида на жительство или российского гражданства соотечественниками, переселяющимися в рамках Госпрограммы переселения из-за рубежа, а также снятие ряда бюрократических барьеров с процедур легализации трудовых мигрантов.

Приветствуя гуманизацию миграционного законодательства и особенно принятие дополнительных мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции COVID-19, участники конференции высказывают убеждённость в том, что существующая миграционная ситуация при незначительной доработке законодательства позволяет незамедлительно приступить к урегулированию правового статуса нелегальных мигрантов.

Находясь со своими семьями в трудной жизненной ситуации невозможности осуществления основных гражданских и социальных прав, они вынуждены работать нелегально и будучи неспособными себя защитить, становятся объектами правонарушений. Они сами и их нетрудоспособные иждивенцы, включая детей, не имеющие удостоверяющих личность и гражданство документов, регистрации по месту жительства, сталкиваются со сложностями в получении медицинской, социальной и других видов государственной помощи, социальных услуг, пособий и льгот, а также реализации права на образование.

Отсутствие либо неэффективность действующих правовых механизмов легализации таких лиц содержит и существенные риски национальной безопасности.

Участники конференции настаивают на прекращении незаконной и порочной практики увеличения количества нелегалов путём изъятия российских паспортов у граждан, законно приобретших гражданство Российской Федерации в консульских учреждениях, сведений о выдаче которых не оказалось в учётных базах.

Приветствуя разработку и принятие в первом чтении законопроекта № 948528-7 об урегулировании правового статуса лиц без гражданства, участники конференции предлагают дополнить его рядом положений, конкретизирующих категории заявителей, детализирующих алгоритм, преодолевающих волокиту в иностранных консульствах и конкретизирующих ответственность должностных лиц за несоблюдение процедур.

В целях предотвращения массового оттока трудовых мигрантов и сохранения и защиты семейных ценностей необходимо установить упрощенный порядок легализации (получения разрешения на временное проживание и отмену запрета на въезд в РФ) трудовым мигрантам, не совершившим грубых правонарушений, заменив им, а также имеющим проживающих в России прямых родственников – граждан РФ, запрет въезда, например, штрафом.

Для повышения качества реализации социальных функций и услуг в сфере миграционной политики следует воссоздать гражданское ведомство по миграции социальной направленности с полномочиями в т.ч. по адаптации и социальной интеграции мигрантов, передав ему штат Главного управления по вопросам миграции МВД России и создав подчиненные данному ведомству территориальные органы по миграции.

***

Ключевые предложения участников конференции изложены в прилагаемых «Предложениях по проведению миграционной амнистии и легализации мигрантов».

Настоящая Резолюция с Предложениями:

– направляется для оценки и дальнейшей совместной проработки в Администрацию Президента Российской Федерации, МВД России, МИД России, Минюст России, Минтруд России, Государственную Думу, Совет Федерации и Правительственную комиссию по миграционной политике;

– размещается на сайтах «Форума переселенческих организаций», Института демографических исследований (ИДИ ФНИСЦ РАН), Института стран СНГ, а также на сайтах партнеров проекта «Право на Родину» для всеобщего сведения.

Приложение: «Предложения  по  проведению миграционной амнистии и легализации мигрантов»  на 5 л.

 

 

 

Поделиться в соц. сетях:
Share

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 − один =