Резолюция научно-практической конференции по проблемам Дальнего Востока, 25.03.2019 г.

«Заселение российского Дальнего Востока:

опыт прошлого – проблемы настоящего – решения будущего»

МОСКВА, ДОМ   РУССКОГО   ЗАРУБЕЖЬЯ   ИМЕНИ А. СОЛЖЕНИЦЫНА

  25 марта 2019 года

Конференция была организована Международным общественным движением «Форум переселенческих организаций» в рамках проекта «Полюби соотечественника, Родина!», реализуемого по Президентскому гранту, в партнерстве с Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (АРЧК) и Домом русского зарубежья им .А. Солженицына

За постсоветские годы население Дальнего Востока сократилось с 8 до 6 млн. человек. Тревога о том, как сохранить этот стремительно пустеющий богатейший край, собрала на конференции ведущих ученых-экспертов и демографов (из Института экономики РАН, ГУ ВШЭ, МГУ, МГИМО, Института стран СНГ), представителей заинтересованных ведомств (Администрация Президента РФ, ГУВМ МВД России, МИД России, Минвостокразвития, ФАДН), практикующих юристов и правозащитников. Среди почетных гостей был Митрополит Православной старообрядческой Церкви Владыка Корнилий.

***

«…Полагаю самым главным делом сохранение и умножение российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей», – писал М.В. Ломоносов еще в 1761 г.

В 1762 г. Екатерина Вторая издала специальный Манифест о переселении.  Он был переведен на несколько языков. Из разных европейских стран в дикую, казалось бы, Российскую империю поехали и оставались насовсем сотни тысяч семей.  Это был уникальный в истории человечества эпизод проведения сознательной государственной миграционной политики, со всеми ее атрибутами (законодательство, исполняющие институты, финансирование) и со всем набором льгот, ссуд, преференций и прочих инструментов, которые до сих пор используются в разных странах.

Результатом целенаправленной переселенческой политики стал колоссальный общий прирост населения. Так, в 1897 г. численность жителей Сибири, куда включались и регионы Дальнего Востока, составила 5,8 млн. человек, а накануне Первой мировой войны в 1914 г. там проживало уже больше 10 млн. человек.

Дальневосточный вектор развития сохранялся и на протяжении всего советского периода. Так, с 1920 по 1990 г. население Дальнего Востока возрастало темпами в 3—4 раза более высокими, чем росло население СССР в целом.

***

С 1991 г. население ДФО уменьшилось на 2 млн. человек. Механизмы сдерживания оттока и содействия заселению не работают, несмотря на предпринимаемые Государством меры: принята Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года, Концепция демографического развития Дальнего Востока до 2025 года, из федерального бюджета идут на Восток огромные бюджетные вливания, но отток населения продолжается.

Участники конференции считают необходимым провести глубокий и честный анализ принятых решений по Дальнему Востоку за последние три десятилетия и выяснить, почему множество усилий не смогли переломить устойчивую тенденцию оттока населения.

***

Исторический опыт управления миграционными потоками, за счет которого был обеспечен значительный прирост населения региона, показывает, что продолжение социально-экономической политики трех последних десятилетий в отношении региона чревато утратой этой огромной территории.

Сегодня сырьевая специализация остается стратегическим направлением экономики, что не требует большого количества рабочих рук. Это значит, что для территории готовятся новые проблемы.

Участники конференции считают, что в Национальной программе, где Дальний Восток назван приоритетом России на весь ХХI век, должна быть развернута долгосрочная программа новой ускоренной индустриализации Востока и интеграции со странами АТР в перспективных высокотехнологичных отраслях экономики. В этой программе должны быть отражены этапы перехода от сырьевой к производящей экономике, определены направления деятельности, обеспечивающие ведущую роль России в интеграционных процессах в АТР, последовательность формирования новых производств и востребованность специалистов. Эта программа должна показать перспективу и нашим детям, и внукам. Тогда люди, живущие сегодня на Дальнем Востоке, и те, кто собирается сюда переселиться, будут понимать, зачем они здесь нужны. Сегодня, хоть дальневосточников, сохраняющих верность родному краю, остается все меньше, даже они часто чувствуют себя здесь лишними.

***

С учетом успешного опыта заселения Дальнего Востока в советский период следует использовать применявшиеся в те годы меры и методы:

  • генеральные схемы развития и размещения производительных сил страны и отдельных регионов. Документ, который скреплял бы отраслевое и региональное планирование, – то, чего сегодня нет ни в одном из программных документов последнего времени, и что особенно наглядно демонстрирует недавно принятая Стратегия пространственного развития России до 2025 года.
  • программно-системный комплексный подход (опыт строительства Байкало-Амурской Магистрали, освоения Западной Сибири и Нечерноземья).
  • в Госплане в 80-е годы был разработан специальный социальный раздел уровня жизни, связанный с социально-экономическим развитием регионов.
  • балансовые методы, в том числе в вопросах переселения. Расчеты баланса трудовых ресурсов, расчеты балансов доходов и расходов населения.

***

 

Ученые и практики были единодушны во мнении, что развитие Дальнего Востока имеет огромное значение для сохранения национальной безопасности и территориальной целостности России. Фрагментарное, не сбалансированное по ресурсам и хозяйственным связям пространственное проектирование развития проблемных территорий ДФО не позволит вывести этот регион из хронического кризисного состояния.

      Участники конференции считают: нужна новая стратегия развития ДФО, необходимо понимание, что конкуренция за человека важнее остальных проблем. Опираясь на свой отечественный опыт, нужно делать ставку на инициативу и энергии предпринимателей, дать свободу для развития бизнеса и обеспечить ему охрану законных прав.      Нужна координация усилий и взаимопонимание интересов Центра и регионов.

При соблюдении таких условий Дальний Восток может стать генератором современных методов экономики, которые в дальнейшем оптимизируют ситуацию во всей России и повысят благосостояние всех россиян

***

Основные методы и инструменты:

  • Инвестирование средств из государственного бюджета для подготовки участков, выделяемых переселенцам для хозяйственного освоения, включая первоочередное создание необходимой инженерной и социальной инфраструктуры в местах компактного проживания переселенцев (образовательные, лечебные, конфессиональные и др. учреждения).
  • Учитывая многообразие аспектов, отличающих регионы друг от друга необходимо подготовить научно обоснованную систему льгот и преференций. Размер помощи должен зависеть от территории вселения и конкретной потребности переселенцев.
  • Широкое применение ссудной помощи как инструмента переселенческой политики, который стал широко практиковаться уже с 1861 года. Ссуды различного целевого назначения, условий и сроков возврата должны предоставляться как отдельным семьям, так и кооперированным переселенческим организациям на хозяй­ственное обзаведение.
  • Максимально снизить стоимость патента для трудовых мигрантов на территории ДФО

***

Участники конференции считают необходимым напомнить властям о важности миграционной составляющей проблемы заселения Дальнего Востока.

На современном этапе развития сохранение численности населения России, а тем более ее рост невозможно обеспечить без большого притока мигрантов. К сожалению, на высоком уровне нет понимания этой безусловной истины. В частности, национальный проект «Демография» не содержит компонента миграции вообще!

Миграция – это всегда риски для принимающего региона. Но убыль населения России несет в себе риски куда большие. Несмотря на то, что Концепция российской миграционной политики провозглашает ее привлекательность для мигрантов, на самом деле наше законодательство и особенно практика его применения все ужесточаются. Прозвучавшие на конференции факты лишения переселенцев правовых статусов за незначительные правонарушения, факты депортации и запрета на въезд свидетельствуют о том, что у нас нет осознания драгоценности каждого нового жителя, который интегрировался и нашел свое место на Дальнем Востоке.

Необходимо решительно изменить подход к управлению миграцией от контрольно-административного к социально-экономическому, прагматическому подходу (на основе гуманитарной составляющей.)

***

В целях повышения миграционной привлекательности Дальнего Востока необходимо:

  

  1. Осознать на высшем уровне, что цель и задачи государственной миграционной политики России – обеспечить миграционный прирост населения;
  2. Реализация научно проработанных и экономически просчитанных мер и инструментов для достижения поставленных долгосрочных целей, к числу которых можно отнести:

 

  • разработку законодательства, способствующего росту миграционной привлекательности российских регионов, нуждающихся в сохранении и приросте численности населения;
  • ссудная, кредитная и налоговая поддержка переселенческих общин и индивидуальных переселенцев с прогрессивной шкалой погашения, взаимоувязанной со сроками проживания в регионах вселения и процессами воспроизводства населения в домохозяйствах переселенцев;
  • введение льготных транспортных тарифов для населения отдаленных регионов с использованием механизма субсидирования;
  • освобождение от воинской повинности переселенцев призывного возраста.
  1. Программный подход на федеральном и региональном уровнях, обеспечивающий системное решение поставленных задач.
  2. Профессиональная подготовка специалистов, осуществляющих правоприменительную практику в области миграционной политики, повышение ответственности персонала за нарушение предусмотренных законодательством регламентов и административных процедур.
  3. Образование федерального целевого фонда реализации проектов переселенческих организаций (ФЦП РПП) за счет отчислений от средств, получаемых бюджетами всех уровней в виде платы за разрешение иностранным гражданам и авансовых платежей, получивших патенты на трудовую деятельность.
  4. Усиление контроля за расходованием денежных средств на реализацию программ, в том числе разработка механизмов такого контроля структурами гражданского общества.

***

Все предлагаемые преобразования практически неосуществимы в нынешних условиях, когда проблема миграции находится в ведении МВД, у которого совершенно другие функции, чем привлекать мигрантов на Дальний Восток. Все участники конференции считают ошибкой передачу миграционных вопросов в ведение силового ведомства.

Острота демографической ситуации в ДФО делает особенно актуальной необходимость создания (или – воссоздания) гражданского ведомства социально-экономического профиля, координирующего проведение государственной миграционной политики.

***

 Иммиграционная амнистия

 

Срочную необходимость широкой, законодательно обоснованной легализационной акции давно доказывают ученые и правозащитники. Такая амнистия на Дальнем Востоке могла бы стать быстрым способом увеличения численности законных жителей ДВФО.

Эта амнистия проводится для соотечественников – переселенцев, а также для трудовых мигрантов, которые давно интегрировались и не совершили серьезных правонарушений, но не сумели легализоваться в предусмотренные законом сроки в силу различных объективных и субъективных причин.

Ставшие фактически постоянными жителями Дальневосточных регионов эти «нелегалы поневоле» могут в упрощенном порядке, без штрафов, получить вид на жительство, а в дальнейшем и право на получение гражданства РФ. Такая амнистия давно назрела в разных регионах России, но начать её мы предлагаем адресно и локально для регионов Дальнего Востока, так как здесь каждый постоянный житель особенно ценен

 

Особый миграционный режим для ДФО

 

Для этого обезлюдевающего края, где средняя плотность населения – один человек на квадратный километр (!) необходимо установить особый миграционный режим.

Нужны программы привлечения переселенцев из-за рубежа, и эти программы должны быть финансово обеспечены. Адаптационные усилия должны быть направлены не столько на самих приезжающих, сколько на их детей.

Миграция из Средней Азии последние 10 лет обеспечивала прирост в 5-8 тыс. человек ежегодно. В прошлом году приехало столько же сколько и уехало. Трудовые мигранты теперь ориентируются больше на Китай или Южную Корею. Российское гражданство уже не привлекательно даже для уроженцев горных кишлаков и аулов.

Количество переселяющихся в ДФО по госпрограмме «Соотечественники», предусматривающей упрощенный порядок получения гражданства РФ, за последние два года уменьшилось на треть. Причем, многие переселяются туда транзитом, чтобы затем уехать в европейскую часть страны.

 

Предлагается:

 

  • основную часть бюджетных ассигнований, запланированных на Госпрограмму «Соотечественники», направить в регионы ДФО на жилищные сертификаты и субсидии для переселенцев.
  • законодательно закрепить возможность участникам Государственной программы «Соотечественники» (далее Госпрограмма) становиться на миграционный учет/ регистрироваться по месту пребывания в регионах Дальнего Востока после въезда в течение не 7-ми, как в общем порядке, а 30 дней;
  • отменить квоты на РВП для всех, приезжающих на постоянное жительство в ДФО
  • отменить получение РВП, как обязательное условие для подачи заявления о приеме в гражданство РФ, для вступивших в Госпрограмму переселения соотечественников, проживающих за рубежом;
  • предоставить возможность участникам Госпрограммы переселения соотечественников и членам их семей подавать заявление о приеме в гражданство РФ в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ в стране выбытия;
  • предусмотреть дополнительные федеральные меры поддержки (жилищные субсидии и др.) для участников Госпрограммы переселения соотечественников и членам их семей, переезжающих в регионы Дальнего Востока из-за рубежа;
  • отменить ограничивающие региональные требования по согласованию участия в Госпрограмме переселения соотечественников (возраст, наличие трудового стажа, гарантийные письма работодателей и т.д.);
  • создать во всех регионах Дальнего Востока специализированные центры для временного размещения и постановки на миграционный учет участников Госпрограммы переселения соотечественников, прибывших из-за рубежа;
  • решить вопрос об оплате (за счет федерального бюджета) провоза имущества участникам Госпрограммы переселения соотечественников в регионах Дальнего Востока на грузовом автотранспорте из страны выбытия в регион вселения;
  • усовершенствовать работу интернет-платформы по информированию соотечественников о возможностях переселения на Дальний Восток, а также о наличии свободных земельных участков для занятия сельскохозяйственной деятельностью;
  • внедрить оцифровку всего процесса переселения по аналогии с программой «Дальневосточный гектар» для минимизации бюрократических барьеров на пути в Россию.

 

Для повышения эффективности переселения старообрядцев из дальнего зарубежья предлагается:

 

  • создание региональных информационно-консультационных центров по вопросам переселения старообрядцев;
  • обеспечение грантовой поддержкой переселяющихся старообрядцев;
  • инженерная и инфраструктурная подготовка участков для переселенческих сельскохозяйственных объединений и фермерских хозяйств;
  • интеграция старообрядцев и отношение с местным населением. Организация встреч на местном уровне старообрядцев с местными жителями.
  • выделение участков земли на семью в пределах 600 га.

 

 

***

Заселение российского Дальнего Востока – это не просто проблема удержания или привлечения сюда населения, это часть стратегического позитива, позволяющего нации выйти из углубляющейся депрессии. Это центральная тема Национальной программы развития Дальнего Востока, как совокупности долгосрочных и взаимосвязанных инфраструктурных мега-проектов, которые будут отвечать на исторические вызовы. Это создание предпосылок для новой геополитической конфигурации, в которой Россия становится связующим звеном равноправного партнерства с ведущими субъектами мировой политики, контролируя на евразийском пространстве грузопотоки между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой.

Транспортный коридор «Транссиб-2» между Востоком и Западом позволяет минимизировать риски национального бизнеса при осуществлении проекта Шелковый путь, создает новую конфигурацию российско-китайских отношений, выводя Россию из статуса ведомого партнера, и обеспечивает новый уровень партнерства с Китаем, США, Евросоюзом. У глобального транспортного коридора, связывающего потребительские рынки для населения в 4 млрд. человек, огромные перспективы для всей мировой экономики, прочно стоять на двух ногах – Северной российской и Южной китайской.

С этих позиций роль и значение демографического фактора для Дальнего Востока поднимается до уровня геополитической и геоэкономической задачи, решение которой не терпит утилитарного или конъюнктурного подхода.

***

При всей важности материальных стимулов по удержанию здесь жителей Дальнего Востока, или привлечению населения извне, не следует сбрасывать со счетов фактор «энтузиазма», «энтузиазма молодежи». Только «работает» он, при наличии идеи, которая и становится движущим мотивом как на индивидуальном, так и на государственном уровнях. Сегодня вызовом для России является альтернатива: стать окончательно сырьевым придатком ведущих экономик Азиатско-Тихоокеанского региона, и таким образом столкнуться с реальной угрозой утраты Дальнего Востока, без которого у страны нет будущего. Либо же этот огромный регион, обеспечивая связь между Азией и Европой, становится передовой линией интеграционного взаимодействия со странами АТР, организатора международных проектов в области освоения Космоса и Мирового океана, наряду с продвижением проектов в сфере Культуры. Для Дальнего Востока это должно стать государственными приоритетами Национальной программы на десятилетия вперед: только так Россия, как крупнейшая европейская держава, может получить шанс «овладеть» Востоком, и стать цивилизационным ориентиром для значительной части населения планеты.

Чтобы «разбудить» энтузиазм сегодня необходимо концептуальное согласие в обществе по поводу миссии Дальнего Востока в развитии России, и тех приоритетов, которые смогут придать импульс такого развития, то есть важно сформулировать «Мечту», но, кроме того, необходим (не прогноз!) а план на ближайшие десять лет, в течение которого должен быть заложен фундамент для реализации Мечты.  Только в том случае, если идея будет отвечать ожиданиям дальневосточников, жителей страны, соотечественников, и многих других – могут произойти изменения в миграционной ситуации: одних не надо будет «удерживать», а других – «заманивать». А если этот энтузиазм будет еще поощряться и поддерживаться, то многие десятками лет обсуждаемые проблемы отпадут сами собой.

Интересна свежая идея направить сотню победителей в конкурсе молодых управленцев «Лидеры России» на Дальний Восток». Но, если они будут «встраиваться» в сложившуюся систему управления, вряд ли можно рассчитывать на позитивные изменения. Управленческие компетенции и энтузиазм молодых важное, но недостаточное условие для коренного изменения ситуации на Дальнем Востоке. Необходимо понимание миссии этого региона, и с помощью дальневосточных (и не только) экспертов при активном участии молодых лидеров разработать десятилетний план по приоритетным направлениям, определить необходимые и достаточные условия для его реализации, требуемые изменения в механизмах управления, и только с этим багажом можно приступать к осуществлению первого (десятилетнего) этапа Национальной программы опережающего развития Дальнего Востока. А главным критерием эффективности этой деятельности станет динамика изменений демографического потенциала региона.

***

Участники Конференции надеются, что предложения, внесенные ими в Резолюцию, будут способствовать решению важнейшей проблемы заселения Дальневосточных регионов России.

Приложение: Программа научно-практической конференции «Заселение российского Дальнего Востока: опыт прошлого – проблемы настоящего – решения будущего»

Резолюция и приложение к ней направляется в заинтересованные органы государственной власти, в неправительственные организации, участникам конференции. 

***

Материалы конференции (стенограмма или видеозапись выступлений) могут быть направлены желающим по электронной почте по соответствующему запросу.

 

 МОД “Форум переселенческих организаций”

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *