Российский пример заразителен?

07.6Или как Кыргызстан намерен регулировать иностранную рабсилу

Известно, что Кыргызстан уже давно является поставщиком трудовых ресурсов для России. По разным оценкам – уже от 1,5 до 2 млн граждан Кыргызской Республики перебрались в Россию, более полумиллиона получили гражданство.  Став членом Евразийского экономического союза, и Кыргызстан обрел популярность как страна, куда стремятся попасть иностранцы в качестве рабочих и специалистов, а в перспективе и получить киргизский паспорт. В республике становится актуальной «фильтрация» мигрантов.

Буквально в последние дни июня в миграционное законодательство предложили внести несколько изменений. В целях совершенствования порядка предоставления статуса иммигранта, усиления государственного регулирования миграционных процессов, упорядочения и стабилизации порядка въезда и пребывания  иностранных граждан и лиц без гражданства в Кыргызской Республике Государственной службой миграции  при Правительстве Кыргызской Республики был разработан проект закона  Кыргызской Республики  «О внесении дополнений в Закон  Кыргызской Республики «О Внешней миграции» от 17 июля 2000 года №61».

Проектом закона предусматривается требование о необходимости владения иностранным гражданином  или лицом без гражданства государственным языком (кыргызским) на бытовом уровне. В перечень документов, которых необходимо приложить  к ходатайству о предоставлении статуса иммигранта, предлагается внести  «Сертификат о прохождении теста по кыргызскому языку «Элементарного уровня». Чтобы получить такой сертификат будет необходимо пройти специальный «Кыргызтест».

Требование о предоставлении сертификата не будет распространяться на лиц, пользующихся преимущественным правом получения статуса иммигранта,  к которым относятся  следующие иностранные граждане:

  • кыргызы по происхождению, то есть граждане или лица без гражданства другого  государства, один из родителей которых является кыргызом и заявителем избрана национальность кыргыз;
  • родители гражданина Кыргызской Республики, его супруг(а), дети до 18 лет или совершеннолетние недееспособные дети;
  • родители  супруг(а)  иммигранта, его дети  в возрасте  до 18 лет или совершеннолетние недееспособные дети;
  • лица, являющиеся опекунами или попечительством  гражданина Кыргызской Республики;
  • известные деятели культуры, науки и  иные лица, имеющие намерения и возможности  внести значительный вклад в экономическое, социальное  и духовное развитие КР, а также высококвалифицированные специалисты, требующиеся экономике Кыргызской Республики.

В проекте не упоминаются люди, которые живут в стране не один десяток лет. Нужно сказать, что большинство русских, украинцев и представителей других этносов, которые являются коренными жителями Киргизии, кыргызским языком, тем не менее, не владеют даже на бытовом уровне.

В столице республики и других городах и поселках по-прежнему доминирует русский язык в образовании, общении,   деловой переписке. Бишкек (бывший Фрунзе) до начала 90-х годов прошлого века был городом с преимущественно европейским населением (по разным оценкам до 90 процентов жителей были не кыргызами).  Сама республика была настолько плотно интегрирована в социально-экономическую ткань Советского союза, что вопрос об изучении кыргызского языка если и возникал время от времени, но не получал должного значения.

С обретением суверенитета резко возрос отток сначала русского населения (90-е годы прошлого столетия), а следом в еще больших масштабах и «коренного» этноса. В самой республике был принят закон о государственном языке, которым является кыргызский язык, и следом русскому языку отведен статус «официального».

Кампания по повышению роли кыргызского языка то разгорается с новой силой, то несколько затухает – в зависимости от внешнеполитических предпочтений, усиления или ослабления роли России в регионе. Если бы не массовая трудовая миграция жителей Кыргызстана в Россию, горячие головы в республике уже давно бы позакрывали все школы с русским языком обучения.

Похоже, что идет очередная волна охлаждения отношений между Кыргызстаном и Россией, не смотря на курс к более тесной интеграции в рамках ЕАЭС. По мнению многих местных экспертов, русский язык уже давно выполняет роль «компенсатора» противоречий по самому широкому спектру межгосударственных проблем, удобной разменной монетой в процессе выжимания из России все новых преференций, льгот, финансовой помощи,  кредитов и т.д.

Предлагаемый законопроект, похоже, есть зеркальное отображение российского опыта в работе с мигрантами, который предусматривает сдачу экзамена по русскому языку для тех, кто желает получить право на труд и гражданство РФ. Только в российском варианте нет национального компонента – экзамен сдают все, не зависимо от национальности. Кыргызский законопроект откровенно предназначен для некыргызов, а потому изначально противоречит и Конституции страны, и ряду основополагающих законов, которыми запрещены любые  нарушения прав  человека, в том числе и по национальному признаку, и по владению языком. И что уже не вызывает удивления, так это равнодушное отношение к новому законопроекту и со стороны правозащитных организаций, НПО, которые куда активнее защищают права гомосексуалистов, и многочисленных диаспор, объединенных в Ассамблею народа Кыргызстана. Нет ни возмущений, ни споров, ни предложений…

Чем может обернуться принятие этого законопроекта? Тем, что неграждане республики просто лишатся работы по причине незнания государственного языка. Но в Кыргызстане все проблемы решаются за соответствующую оплату. Надо полагать, что с принятием этого закона появится еще один источник дохода для тех структур, которые будут давать оценку уровню знания государственного языка. Насколько знание государственного языка на бытовом уровне отразится на уровне развития экономики – об этом пока речь не идет.

Помимо языкового ограничения госслужба миграции Кыргызской Республики предлагает ограничить численность иностранных рабочих на одном хозяйствующем субъекте от 10 до 20% от общего числа работников. Поясняется, что изменение необходимо «в целях защиты  национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы». Кроме того, иностранных рабочих разделят на категории:

  • высококвалифицированный иностранный специалист –  прибывшие или привлекаемые работодателями для осуществления трудовой деятельности специалисты, квота на которых не распространяется;
  • иностранные специалисты, привлекаемые работодателями для выполнения работ в течение определенного периода, но не более одного года, численность которых не должна превышать 20 процентов от общего числа работников в одном хозяйствующем субъекте;
  • иностранный индивидуальный предприниматель – лица, прибывшие с целью осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Республики Кыргызстан, в пределах квоты;
  • иностранные работники – лица, прибывшие для выполнения работ, не требующих квалификации, численность которых не должна превышать 10 процентов от общего числа работников в одном хозяйствующем субъекте; иностранные работники – лица, прибывшие для выполнения работ (оказания услуг) в качестве домашних работников у физических лиц, в пределах квоты.

«Опять же, по каким критериям и кем будет осуществляться разбивка иностранной рабочей силы на высококвалифицированную и просто квалифицированную? Какими документами будет измеряться уровень квалификации для того, чтобы определить, на кого квоту распространять, а на кого нет? Понятно стремление кыргызского правительства пристроить своих специалистов в иностранные компании. Не ограничив процент иностранных спецов в зарубежных фирмах, эту задачу не решить. Но надо понимать, что зарубежные фирмы, инвестирующие в экономику Кыргызстана, тоже стремятся максимально задействовать своих специалистов. К тому же уровень профессиональной подготовки специалистов в республике за последние  десятилетия резко снизился, а в их трудоустройстве все шире применяется банальный протекционизм. Конечно, российские организации эти нововведения вряд ли обрадуют. И пока не понятно, как будет решаться проблема, если  организация не найдет среди местного населения нужного количества профессионалов?», – считает осведомленный источник ИА «Кремлевская пресса».

 «Принятие проекта Закона создаст условия для привлечения в Кыргызскую Республику высококвалифицированных иностранных специалистом и ограничит приток неквалифицированной иностранной рабочей силы, что позволит эффективнее проводить политику по защите национального рынка труда и обеспечению приоритетного права граждан Кыргызской Республики на занятие вакантных рабочих мест», – наоборот, считают в Правительстве Киргизии.

Возникает ряд вопросов. Насколько масштабно будет проходить замена иностранных рабочих? Неужели неквалифицированная рабочая сила из-за рубежа реально угрожает  благополучию местных работников?

22 июня на очередном заседании межведомственной комиссии было рассмотрено 125 заявлений юридических и физических лиц для получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы и 62 заявления от иностранных граждан для получения разрешений на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. В итоге установлена квота на привлечение 512 иностранных специалистов и разрешено осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности 62 иностранцам.

Для сравнения отметим, что уже в самое ближайшее время очередная армия избыточной трудовой массы – это порядка 50 тысяч выпускников школ и вузов Кыргызстана двинутся на просторы России в поисках работы…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *