Советы по созданию групп “самопомощи”

группа самопомощиВ нашем понимании группа “самопомощи” –  это неформальное объединение граждан, которые собрались для решения своих проблем и готовы сами активно участвовать в их разрешении,  при необходимости обращаясь за поддержкой к  властям,  различным  организациям  и простым гражданам.

Методические рекомендации по созданию групп самопомощи (в дальнейшем ГС),

основанные на опыте нашей первой организации «Уральская ассоциация беженцев» (УАБ)

и продолжившей ее традиции  СООО «Нелегалов. Нет»

ШАГ 1 – Предварительный сбор информации.

Выясняем ситуацию и нужды той категории граждан, кому хотим помочь объединиться.

При этом основываемся не только на своих знаниях по этому вопросу, а спрашиваем у населения, представителей структур, занимающихся этой проблемой. Как правило, они доброжелательны в общении и делятся знаниями и опытом, нужно только им предварительно объяснить, для чего мы это выясняем.

ШАГ 2 – Готовим встречу с первыми активистами будущей  ГС

  1. Выбираем место и время встречи

По месту. Если у Вас есть офис, то лучше в нем, сели нет, то можно договориться о встрече либо в Администрации города или района, договорившись со специалистом по связям с общественностью, либо в партнерской НКО,  имеющей офис, либо  в библиотеке. Как правило, сотрудники библиотек  соглашаются на это, т.к. участники встречи м.б. их будущими читателями. В УАБ именно так и получилось, и все были довольны.

 

По времени. Лучше первую встречу назначать в нерабочее время, или в выходной день.

А после уже с участниками встречи согласовать время следующей встречи. И это уже будет первое коллективное решение – что очень важно.

  1. Объявление о встрече рассылаем в партнерские организации, занимающиеся помощью той категории граждан, кого хотим объединить в ГС, на сайте УПЧ, иных ведомств, с кем сотрудничаем и где часто бывают наши клиенты, вывешиваем в офисах, рассылаем  в соцсетях и на сайты.
  2. Готовим обращение к будущим участникам встречи, где сообщаем:

О нас;

Что мы делаем и почему;

Что можем предложить;

Что ждем от них  и т.д.

Готовим небольшую анкету, в которой есть вопросы о контактных данных (для обратной связи), о составе семьи, образовании, профессии, нуждах (в чем нуждаются) ресурсах (что могут делать для общего дела) и т.д. Не очень большую, но конкретную, чтобы понимать, кто в чем нуждается и кто какой вклад в будущую работу может вложить.

Размножаем обращение и анкету, чтобы обращения раздать участникам встречи, а из заполненных анкет начать составлять свою базу данных.

  1. Очень хорошо, если уже к первой встрече мы можем что-то участникам предложить: какую-то полезную для них информацию, гуманитарную помощь, иное.
  2. Постарайтесь к первой встрече подготовить чаепитие. Это не очень затратно, т.к. на первую встречу может прийти человек 10-15, максимум 20. Встреча в неформальной обстановке за чашкой чая поможет людям раскрепоститься, что поможет скорее найти общий язык.
  3. На встрече вначале рассказать о себе, о своих ресурсах, объяснить, что можем им предложить, что ждем от них (то, что подготовили заранее)
  4. Собрать все предложения, замечания и т.д. участников встречи. Если время встречи ограничено, то совместно выработать общие правила поведения на встрече: устанавливаем регламент, принимаем решение никого и никакую идею  не критиковать, каждый может вносить  предложения и т.д. Можно для начала попросить каждого высказаться по кругу, чтобы оживить дискуссию, но это по обстановке.
  5. Провести анкетный опрос.
  6. В конце встречи обсуждаем, когда и в какое время проводим следующую, какие вопросы будем на ней обсуждать. Договариваемся, кто и что будет для нее готовить. Привлекаем такой надежный ресурс как «сарафанное радио», просим приглашать друзей и знакомых.

Для удобства лучше договориться о регулярности встреч в один и тот же день в одно и то же время. У нас это назначено по четвергам с 16.00 до 18.00 (уже упоминали, что лучше встречаться  в нерабочее время, но у нас так получилось с офисом, где встречи проходят) Но всегда потом можно договориться о дополнительных встречах.

ШАГ 3. Готовим общее мероприятие

  1. Когда организуется уже стабильный состав ГС, следует наметить общее мероприятие, где каждый сможет себя проявить, получить бесценный организационный опыт, а ГС публично себя проявить и заявить о себе. Мы, как правило, проводим какие-либо мероприятия, посвященные детям. На это всегда откликаются и сами участники группы, и местные жители (мы всех желающих всегда  приглашаем к участию) Очень ценный ресурс для этого: учителя, школы, клубы и пр. Они всегда активно участвуют, готовят детей к конкурсам и т.д. Главное, не забыть их потом поблагодарить (благодарственное письмо)
  2. Выявляем, что можем сами, а на что надо привлекать дополнительные ресурсы, распределяем обязанности.
  3. Если для проведения мероприятия нужно место вне помещения, подаем заявку в горадминистрацию.
  4. Пишем объявление о мероприятии и распространяем уже по известным каналам.
  5. Для приглашения СМИ или сами пишем пресс-релиз, или просим студентов журфаков это сделать. Для них это практика, для нас – бесценная помощь.

ШАГ 4. Публичное мероприятие

  1. Участвуют все и во всем. Конечно, в первую очередь те, кто за каждое конкретное дело назначен ответственным, Но, как правило, возникают нештатные ситуации, а для всех важно, чтобы они не перечеркнули общие усилия по подготовке мероприятия. Поэтому безоговорочно включаются все, кто может, в ликвидацию негативных моментов. Анализ достижений и ошибок провести необходимо, но уже после мероприятия, собравшись для обсуждения специально.
  2. К мероприятию следует подготовить раздаточный материал о себе, целях и задачах, приглашая желающих приходить на встречи.

ШАГ 5. Обсуждение дальнейших планов,  и в каком формате работа будет проводиться

  1. Обсуждение результатов мероприятия, их анализ. На основе анализа проходит выработка ближайших планов ГС, намечаются следующие мероприятия
  2. Составляется обращение уже более серьезное к потенциальным участникам ГС, сообщается о достигнутых успехах (про то самое мероприятие для детей). Это важно для привлечения новых членов группы.
  3. Достигнув устойчивого состава ГС, можно провести мозговой штурм, т.к. наверняка за прошедшее время участники, пообщавшись между собой, получив опыт совместной работы, узнав структуру местной власти и т.д., уже более осознанно смогут вырабатывать реальные планы. Важно при выработке общих целей и задач, учесть ожидания всех участников группы, чтобы люди понимали, что все вместе делают и в чем друг друга поддерживают. То. что не нашло отклика и поддержки большинства, к общим действиям не принимается. Иначе конфликтных ситуаций не избежать.
  4. На этом этапе важно дать группе название, написать информационное сообщение уже с заявкой на стабильную работу группы в обозначенных направлениях

ШАГ 6. Выбор формы общественного объединения.

1.Новое законодательство об НКО внесло много изменений. Поэтому юристы рекомендуют пока не торопиться с выбором формы юридического лица. Они сами пока еще спорят и обсуждают эти нововведения. Поэтому советуем пока не торопиться с регистрацией юр. лица.

Вполне достаточно, пока все не устоялось, продолжать работать в своей группе самопомощи, набираться опыта. И у Вас обязательно все получиться!

УДАЧИ!

Справка от Елены Макей, юриста,

члена Совета Ассоциации «Юристы за гражданское общество»  

о новостях в законодательстве об НКО прилагается

Справка

«Изменения законодательства РФ, регулирующего деятельность НКО

(первое полугодие 2015 года)»

            Федеральный закон от 8 марта 2015 года №43-ФЗ «О внесении изменений в статьи 27 и 38 Федерального закона «Об общественных объединениях» и статью 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Законом внесены изменения в Федеральный закон от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», которые закрепили порядок исключения некоммерческих организаций (общественных объединений) из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Некоммерческие организации (общественные объединения), включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в случае прекращения ими такой деятельности, наделяются правом подачи в Министерство юстиции заявления об исключении из указанного реестра. При поступлении соответствующего заявления, Министерство юстиции обязано незамедлительно (с извещением органов прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») провести внеплановую проверку деятельности некоммерческой организации (общественного объединения) для принятия решения об исключении (отказе в исключении) из реестра.

Решение об исключении некоммерческой организации (общественного объединения) из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, может быть принято:

1) в случае прекращения деятельности некоммерческой организации (общественного объединения) в связи с ее ликвидацией, реорганизацией или исключением некоммерческой организации (общественного объединения), прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, из единого государственного реестра юридических лиц;

2) если по результатам внеплановой проверки установлено, что некоммерческая организация (общественное объединение) в течение года, предшествовавшего подаче заявления, не получала денежных средств и иного имущества от иностранных источников и (или) не участвовала в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации;

3) если по результатам внеплановой проверки, проведенной в отношении некоммерческой организации (общественного объединения), ранее исключавшейся из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, установлено, что некоммерческая организация (общественное объединение) в течение трех лет, предшествовавших подаче заявления, не получала денежных средств и иного имущества от иностранных источников и (или) не участвовала в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации;

4) если по результатам проверки, установлено, что некоммерческая организация (общественное объединение) не позднее чем через три месяца со дня включения ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, отказалась от получения денежных средств и иного имущества от иностранных источников и возвратила денежные средства и иное имущество иностранному источнику, от которого они были получены.

Устанавливаются следующие сроки для принятия Министерством юстиции решения об исключении из реестра: в случае прекращения деятельности некоммерческой организации (общественного объединения) – не позднее чем через пять дней, а в остальных случаях (т.е., по результатам проверки) – не позднее чем через три месяца со дня получения заявления.

Решение об отказе в исключении некоммерческой организации (общественного объединения) из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, может быть принято Министерством юстиции, если в ходе проверки установлено, что некоммерческая организация (общественное объединение) представила недостоверные сведения о прекращении ею деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента. Указанное решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Разработка и утверждение формы заявления об исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, отнесены к компетенции Министерства юстиции.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 года №80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон).

Законом внесены изменения в следующие нормативные правовые акты: Федеральный закон от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 30 ноября 1994 года №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Суть внесенных изменений:

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

– статья 1, предусматривающая, что предметом регулирования данного закона являются «правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений», дополнена словами «в том числе особенности их гражданско-правового положения». Поправка носит технический характер;

– в пункте 1 статьи 8  «Религиозная организация» существовавшее определение что: «религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица»,   дополнено нормами о том, что:

1)  «вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций» и 2) «учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации». Таким образом, законодательно закрепляется право религиозных организаций самостоятельно определять в своих учредительных документах вопросы, связанные с участием физических и юридических лиц в деятельности организации, и функционирования ее органов;

–  та же статья 8 дополнена пунктом 8.1, предусматривающим, что «порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации»;

– статья 8 дополнена пунктом 10, устанавливающим, что «в отношении религиозных организаций положения пункта 5 статьи 50 и статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются». Это означает, что религиозные организации, осуществляющие приносящую доход деятельность, в отличие от иных некоммерческих организаций, не обязаны иметь достаточное для осуществления такой деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (п. 5 ст. 50 ГК), а лица, уполномоченные выступать от имени религиозной организации, не несут ответственности за недобросовестность или неразумность своих действий, и не возмещают убытки, причиненные по его вине (статья 53.1 ГК);

– статья 9   «Создание религиозных организаций» дополнена пунктом 5, предусматривающим, что «в решении об учреждении религиозной организации указываются сведения об учреждении религиозной организации, утверждении ее устава, избрании (назначении) органов религиозной организации». Таким образом, утверждение устава и избрание органов религиозной организации должно быть осуществлено одновременно с учреждением самой религиозной организации и отражено в одном решении, как и для всех иных некоммерческих организаций;

– введена новая статья 13.1  «Реорганизация религиозной организации», регулирующая положения о реорганизации религиозной организации и запрещающая преобразование религиозной организации в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»:

– устанавливается срок для приведения учредительных документов религиозных организаций в соответствие с новыми требованиями  – до 1 января 2016 года.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях»:

  • пункт 2 статьи 6 «Общественные и религиозные организации (объединения)» изложен в новой редакции, предусматривающей, что не только участники (члены) общественных и религиозных организаций, но и их учредители не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе членские взносы, а также не отвечают по обязательствам указанных организаций, а организации не отвечают по обязательствам своих учредителей, участников (членов). Т.е. под действие статьи подпадают также учредители общественных и религиозных организаций.

 

Изменения  Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).

            Федеральным законом от 02.05.2015 г. № 110-ФЗ внесены изменения в статью 284.1 «Особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность» НК РФ.

           

            Федеральным законом от 2 мая 2015 года № 113-ФЗ  (далее – Федеральный закон № 113-ФЗ) внесены изменения  в части первую и вторую НК РФ.

 

Изменения направлены на повышение  ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах.

На налоговых агентов с 1 января 2016 года возложена обязанность представления в налоговый орган по месту своего учета расчетов сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (статья 230 НК РФ).

Расчеты налоговые агенты обязаны будут представлять в налоговый орган ежеквартально; за первый квартал, полугодие и девять месяцев, соответственно, не позднее 30 апреля, 31 июля и 31 октября, за год – не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, утвержденным Федеральной налоговой службой.

Налоговые агенты – российские организации, имеющие обособленные подразделения – расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении физических лиц, получивших доходы от таких обособленных подразделений, должны будут представлять в налоговый орган по месту нахождения таких обособленных подразделений.

Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налогоплательщиком, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента и его обособленного подразделения, о суммах начисленных и выплаченных доходов, предоставленных им налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога на доходы физических лиц (пункт 1 статьи 80 НК РФ).

За непредставление в налоговый орган в установленный срок расчета сумм налога пунктом 1.2 статьи 126 НК РФ предусмотрено взимание штрафа с налогового агента в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления расчета.

В случае если налоговый агент расчет сумм налога на доходы физических лиц не представит в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может принять решение о приостановлении операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств. Решение о приостановлении операций по счетам налогового агента налоговый орган должен отменить не позднее одного дня, следующего за днем представления этим налоговым агентом расчета (пункт 3.2 статьи 76 НК РФ).

Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, налоговыми агентами должны представляться в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. На бумажных носителях расчет сумм налога могут представлять налоговые агенты, у которых численность физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, не превышает 25 человек (пункт 3 статьи 230 НК РФ).

В НК РФ вновь введена статья 126.1. В статье установлена ответственность за представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения. Теперь за представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных НК РФ, содержащих недостоверные сведения, взимается штраф в размере 500 рублей за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения. От такой ответственности налоговый агент может быть освобожден в случае, если самостоятельно выявит ошибки и представит налоговому органу уточненные документы до момента, когда узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений.

Внесены изменения и в пункт 5 статьи 226 НК РФ. В пункте 5 установлено, что при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика сумму налога, исчисленную с доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме, налоговый агент обязан письменно сообщить о невозможности удержания налогоплательщику и налоговому органу по месту своего нахождения в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

 Федеральным законом от 23.05.2015 N 129-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” установлен порядок и основания для признания деятельности иностранной или международной НКО нежелательной.

Установлено, что деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющая угрозу основам конституционного строя РФ, обороноспособности страны или безопасности государства, может быть признана нежелательной на территории России. Деятельность организации признается нежелательной со дня обнародования информации об этом.

Признание нежелательной деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечет за собой ряд последствий, в частности:

запрет на создание (открытие) в России структурных подразделений иностранной или международной неправительственной организации и прекращение деятельности ранее созданных (открытых) таких структурных подразделений;

запрет на распространение информационных материалов, издаваемых иностранной или международной неправительственной организацией или распространяемых ею, в том числе через СМИ, сеть Интернет, а также производство или хранение таких материалов в целях распространения.

Решение о признании (отмена решения о признании) нежелательной иностранной или международной неправительственной организации принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителями по согласованию с МИД России.

Кредитные организации и некредитные финансовые организации обязаны отказать в проведении операции с денежными средствами или иным имуществом, одной из сторон которой является организация, включенная в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной.

Въезд в Россию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства участвует в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании ее деятельности нежелательной.

Кроме того, установлена уголовная и административная ответственность за осуществление деятельности в России иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании ее деятельности нежелательной.

 

Федеральный закон от 23.05.2015 N 133-ФЗ “О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон “О политических партиях” внес дополнения в нормативные акты и определил, что общественные движения, зарегистрированные в качестве юридических лиц, выделены в самостоятельную организационно-правовую форму.

Общественным движением признается состоящее из участников общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками.

Исключена возможность создания политических партий путем преобразования в них общероссийских общественных организаций и общероссийских общественных движений.

Уточнены требования к составу сведений, которые должны содержаться в наименованиях юридических лиц, а также в их учредительных документах.

Так, например, юридическим лицам, не являющимся политическими партиями, запрещено использовать в своем наименовании слово “партия”.

К социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2015 N 115-ФЗ “О внесении изменения в статью 31.1 Федерального закона “О некоммерческих организациях”, теперь отнесены организации, оказывающие содействие повышению мобильности трудовых ресурсов Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”. Органы государственной власти и органы местного самоуправления теперь смогут оказывать им меры поддержки так же, как и другим социально ориентированным НКО.

Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” дополнен следующими нормами, вступающими в силу 1 января 2016 года:

  • В ЕГРЮЛ должны содержаться сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения (п.1 статьи 5 Содержание государственных реестров)
  • Обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц подлежат два дополнительных факта:

-запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице;

-сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, ( п.7 ст.7.1)

  • Статья 17 дополнена п.6  о том, что  для внесения в ЕГРЮЛ  в течение трех дней со дня приятия соответствующего решения  к заявлению о внесении  сведений об изменении места нахождения юридического лица должны быть приложены:

-само решение об изменении места нахождения,

-документы, «подтверждающие наличие права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по адресу, относящемуся к месту нахождения, указанному в решении об изменении места нахождения юридического лица».

Государственная регистрация изменения места нахождения юридического лица  осуществляется по новому месту нахождения юридического лица.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *