Справка о законопроекте№ 709412-7 «О внесении изменения в статью 14 ФЗ “О гражданстве РФ”

Справка о законопроекте№ 709412-7 «О внесении изменения в статью 14

Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”» от  15.05.2018г., принятом в первом чтении 30.05.2019

(в части сокращения срока осуществления трудовой деятельности, необходимого для обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ иностранных граждан и лиц без гражданства – квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство РФ).

Законопроект разработан МВД и внесен Правительством в соответствии с Поручением Президента по итогам прямой линии 7.06.2018 Пр-1076, п.9:

«9. Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации представить предложения по установлению упрощённого порядка приёма в гражданство Российской Федерации отдельных категорий лиц, имеющих компетенции, востребованные российской экономикой.»Срок – 20 декабря 2018 г.

Ответственные: Колокольцев В.А., Орешкин М.С., Топилин М.А., Котюков М.М., Лавров С.В»

Законопроект № 709412-7позволяет сократить путь к гражданству специалистов (перечень профессий – утверждается Правительством- действует от2015г), проживающих в России (т.е. получивших вид на жительство) и при этом до момента обращения за гражданством проработали, как специалисты, год.

С учетом того, что в идущем параллельно проекте № 709474-7, специалисты после 6 месяцев работы в РФ по профессиибез предварительного получения разрешения на временное пребывание(РВП)получают право на получение вида на жительство(ВНЖ), который выдается им на три года, КРАТЧАЙШИЙ путь к гражданству для них займет ПОЛТОРАГОДА:  въехал – полгода проработал – подал на ВНЖ – полгода ждет решения – получил ВНЖ- подает на гражданство – ждет рассмотрения полгода – получает паспорт)

При действующем законодательстве специалисту надо сначала попасть в квоту для РВП, прожить по РВП до получения ВНЖ год, и, получив ВНЖ, при наличии трехгодичного стажа работы в России по специальности, подавать на гражданство. Т.е. в самом лучшем случае – не меньше ТРЕХ С ПОЛОВИНОЙ ЛЕТ.

 По проекту № 709474-7Специалисты получат ВНЖ на три года. Почему не бессрочно, как другие??? Почему-то их понуждают к приобретению гражданства??. Отказ от прежнего гражданства они делают в заявительном порядке.

Т.о. в отношении специалистов – данная поправка отвечает установке новой Концепции миграционной политикио привлечении в Россию квалифицированных трудовых ресурсов и поручению Президенета РФ.

Но еще более квалифицированными специалистами являютсяВКСы«высококвалифицированные специалисты»(годовая зарплата – не менее 2 млн.руб),выделенные в действующем законодательстве в части получения ВНЖ без квоты вместе с членами семей. Очевидно, что они, с точки зрения  кадрового наполнения экономики, имеют не меньшее значение, чем специалисты. ВКСы востребованы экономикой: их пригласили на работу и дали не слабую зарплату.

Однако они не имеют, и им не планируется предоставить какие-либо послабления в получении гражданства РФ. В общем случае (если нет каких-либо оснований для упрощенного приобретения гражданства) – для них есть только один путь – общий порядок: прожить пять лет с ВНЖ, и только потом просить о гражданстве.

Чтобы устранить некую дискриминацию ВКСовпо сравнению со специалистами, можно внести поправку ко второму чтению – новый пункт «К»  в часть 2 статьи 14 ФЗ «О гражданстве РФ», в котором дать право ВКСам и членам их семей право на упрощенный порядок получения гражданства после года проживания в России при условии работы ВКС в этом качестве в не мене года. В этом случаеВКСы и члены их семей, также как и специалисты, смогут в течение полутора лет стать гражданами РФ. При этом на них, как и на других претендентов на гражданство, распространяется требование отказа от имеющегося гражданства в заявительном порядке.

О праве на гражданство РФ для ВКСов просят выходцы из республик бывшего СССР, которые хотят свою жизнь связать с Россией и для них отказ от имеющегося у них гражданства, сохраняющийся в законе не является препятствием.

В почте К.Ф.Затулина есть обращения от ВКСов (русские из Молдавии, Узбекистана), которые проработали как ВКС по пять лет, и готовят документы на гражданство РФ. Они будут ждать паспорта РФ ГОД после подачи документов на гражданство, в то время, как специалисты, которые идут по упрощенному порядку ждут – до 6 месяцев.  Они спрашивают, почему о них «забыли»  при исполнении Поручения Пр-1076, п.9? Ответом «не забыли» будет поправка – дополнение части 2 статьи 14 ФЗ «О гражданстве РФ» новым пунктом «к».

Даная поправка в отношении ВКСовотвечает установке новой Концепции миграционной политике о привлечении в Россию квалифицированных трудовых ресурсов.

Текст действующего закона (ПУНКТ «И» части второй статьи 14) Текст закона с учетом предлагаемой поправки (в ПУНКТ «И» части второй статьи 14)
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом “а” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

и) осуществляют не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства – квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом “а” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

и) осуществляют не менее одного года до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства – квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

  Возможная поправка ко второму чтению:  «в пункте «е» частивторой статьи 14 слова не «менее трех лет» заменить словами «не менее одного года»
е) получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

 

е) получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее одного годадо дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

 

  Возможная поправка ко второму чтению« дополнить часть 2 статьи 14 пунктом «к» следующего содержания:
  к) высококвалифицированные специалисты, которые осуществляют не менее одного годадо дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации в данном качестве, и члены их семей.»

 

Духу и букве новой Концепции миграционной политики, задачами которой являются:

«а) совершенствование правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих и обеспечивающих:

добровольное переселение в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, а также иных лиц, которые способны успешно интегрироваться в российское общество;»

 

– отвечало бы исправление ситуации с приобретением гражданства носителями русского языка.  Кто более, чем «носители русского языка»(НРЯ)«способны успешно интегрироваться в российское общество?».

Финальная интеграция в общество – это получение гражданства. Поскольку данный законопроект – вносит поправки в  статью 14, которая об упрощенном порядке приобретения гражданства, а в этой  же статье и приобретение гражданства Носителями, можно рискнуть внести ко второму чтению еще одну поправку – исправить часть 2.1, касающуюся приобретения гражданства Носителями. Хотя Правительство вносит проект для компетенций, востребованных экономикой, а НРЯ, это шире, чем только профессиональные компетенции, но надо же когда-то снимать с гражданства для НРЯ посредника – иностранное государство, чье «разрешение» – справку о выходе из имеющегося гражданства для получения гражданства РФ – требует действующий закон.

Как вариант возможного исправления вопроса о  гражданстве  для НРЯ, без откладывания в долгий ящик, можно предложить внести поправку ко второму чтению в часть 2.1 статьи 14 (не затрагивая само определениеНРЯ, которое дано в статье 33.1), следующего содержания: « третье предложение пункта «в» части 2.1 статьи 14  изложить в следующей редакции: «Отказ гражданина  от имеющегося у него гражданства иностранного государстваосуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина от имеющегося у него гражданства иностранного государства, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства иностранного государства

 

Текст действующего закона (часть 2.1  статьи 14 ФЗ «О гражданстве РФ») Текст закона с учетом предлагаемой поправки (часть 2.1  статьи 14 ФЗ «О гражданстве РФ»)
2.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

б) имеют законный источник средств к существованию;

в) отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин. Отказ гражданина Украиныот имеющегося у него гражданства Украиныосуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины.

2.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

б) имеют законный источник средств к существованию;

в) отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин. Отказ гражданина **от имеющегося у него гражданства иностранного государстваосуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства**в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина** от имеющегося у него гражданства иностранного государства, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства иностранного государства.

 

ВЫВОД: рекомендовать членам Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественникамивнести поправки в законопроект№ 709412-7 при подготовке его ко второму чтению.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *