Таджикистан: Второй периодический доклад государств-участников, подлежащий представлению в 2017 году             

Организация Объединенных    Наций

 

Международная конвенция
о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей

Комитет по защите прав
всех трудящихся-мигрантов
и членов их семей

Рассмотрение докладов, представляемых государствами-участниками в соответствии со статьей 73 Конвенции

Вторые периодические доклады государств-участников, подлежащие представлению в 2017 году

Таджикистан*

[Дата получения: 2 мая 2017 года]


  1. I. Введение
  2. Настоящий доклад является вторым периодическим докладом Республики Таджикистан (РТ) Комитету по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей Организации Объединенных Наций (ООН) о соблюдении положений Конвенции о защите прав всех трудящихся – мигрантов и членов их семей (Конвенция).
  3. Доклад составлен в соответствии с общими руководящими принципами, касающимися формы и содержания периодических докладов, и охватывает период 2012-2017 годов.
  4. В периодический доклад включены ответы на заключительные замечания Комитета по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей ООН по первоначальному докладу Таджикистана, принятые Комитетом на 201-м заседании (CMW/C/TJK/CO/1) от 26 апреля 2012 года.
  5. Доклад подготовлен по результатам анализа выполнения Национального плана действий по выполнению рекомендаций Комитета ООН по защите прав всех трудящихся – мигрантов и членов их семей на 2013–2017 год, утвержденных председателем Комиссии при Правительстве РТ по обеспечению выполнения международных обязательств в области прав человека от 28 июня 2013 года. Информация о ходе выполнения Национального плана действий обобщаются каждые полгода и направляются в государственные органы и представителям гражданского общества.
  6. Доклад подготовлен рабочей группой Комиссии при Правительстве по выполнению международных обязательств в области прав человека.
  7. В ходе подготовки доклада рабочая группа проводила широкие консультации с представителями органов государственной власти и институтов гражданского общества. 14 апреля 2017 года была проведена презентация проекта доклада с участием представителей органов исполнительной и судебной власти, правоохранительных органов, Уполномоченного по правам человека (УПЧ), академических кругов, международных организаций и организаций гражданского общества. Рекомендации, представленные заинтересованными сторонами, были учтены при подготовке окончательного варианта национального доклада.
  8. Информация общего характера

Общая экономическая и социально-политическая ситуация в сфере трудовой миграции

  1. Правительством страны предпринимаются определенные меры в сфере трудовой миграции, которые выполняются в соответствии с Законом «О миграции» и Национальной стратегии развития на период 2016-2030 гг. Данная Национальная стратегия определяет, что эти меры, прежде всего, будут направлены на упорядочение процессов трудовой миграции, оптимизацию преимуществ организованной трудовой миграции и улучшение социальной и правовой поддержки трудовых мигрантов в стране и за рубежом.
  2. В соответствии с данными по учету въезда и выезда граждан через государственную границу в первом квартале 2017 года, из страны выехало за рубеж 112810 трудовых мигрантов-граждан, что по сравнению c аналогичным периодом 2016 года уменьшилось на 31 509 человек (снижение на 22%). Из об-
    щего количества трудовых мигрантов в Российскую Федерацию выехало –
    110 193 человек и в Республику Казахстан – 2 617 человек. За этот период вернулись в страну 84 297 трудовых мигрантов-граждан Республики Таджикистан, что на 16 920 человек больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (увеличение на 25%).
  3. Учитывая масштабы феминизации трудовой миграции, Правительство страны стало также уделять внимание развитию гендерных подходов к проблемам трудовой миграции. Проведенное в Таджикистане исследование о статусе соблюдения прав женщин трудящихся мигрантов в странах происхождения и назначения помогло получить более достоверные данные о проблемах женской трудовой миграции. Результаты исследования показали, что в Таджикистане за последние годы наблюдается рост женской трудовой миграции, в связи с чем ряд донорских организаций в сотрудничестве с Правительством и уполномоченными в сфере трудовой миграции государственными органами инициирована программа в области трудовой миграции, где одним из его условием является усовершенствование законодательства в области трудовой миграции с учетом гендерных особенностей и предоставление более широкого спектра услуг для трудовых мигрантов и членов их семей, с учетом гендерного фактора, на всех этапах миграционного цикла.
  4. Все больше уделяется внимание налаживанию сотрудничества между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией в области трудовой миграции. В настоящее время ведется активная работа над следующими проектами:
  • Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области миграции;
  • Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о реадмиссии и Исполнительном протоколе о порядке его реализации;
  • Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об организованном наборе граждан Республики Таджикистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации;
  • Договором между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения.
  1. В целях укрепления сотрудничества по вопросам обмена информацией о состоянии рынка труда, в том числе, потребностей на рабочую силу в Российской Федерации и других совместных взаимодействий 27 февраля 2017 года было подписано Соглашение между Министерством труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в области труда и занятости населения.
  2. Была достигнута договоренность между главами обеих государств об оказании содействии гражданам РТ, совершившим незначительные административные правонарушения на территории Российской Федерации, которым временно закрыт въезд на территорию данной страны в исключении из списка запретников. Также была достигнута договоренность в легализации положения граждан РТ, находящихся в настоящее время на территории Российской Федерации у которых истек срок пребывания. Во исполнение достигнутых договоренностей между главами обеих государств решением Главного управления по вопросам миграции МВД России с 25 марта по 24 апреля 2017 года проводится миграционная амнистия в отношении граждан РТ.
  3. В целях реализации положений Соглашения между Правительством РТ и Правительством Российской Федерации о трудовой деятельности и защите прав граждан Российской Федерации в РТ и граждан РТ в Российской Федерации от 16 октября 2004 года образована совместная таджикско-российская рабочая группа, которая периодически один раз в полугодие проводит свои заседания.
  4. Министерством труда, миграции и занятости населения РТ подписан ряд межведомственных соглашений о сотрудничестве с несколькими государственными учреждениями Российской Федерации. С целью подготовки квалифицированной рабочей силы между учебными заведениями РТ и Российской Федерации установлено тесное сотрудничество на межрегиональном уровне. В настоящее время граждане РТ обучаются в системе начального и среднего профессионального образования Томской и Пензенской областей Российской Федерации. Всотрудничестве с администрацией Санкт-Петербурга открыты совместные центры по организованному набору трудовых мигрантов на промышленные предприятия Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
  5. В учебные планы и программы учебных заведений начального и среднего профессионального образования включены учебные часы по изучению русского языка, истории и основ законодательства России. Кроме того, организованы краткосрочные курсы изучения русского языка для трудовых мигрантов во всех учебных заведениях системы Министерства труда, миграции и занятости населения. При тесном сотрудничестве с высшими учебными заведениями Российской Федерации открыты и успешно действуют центры тестирования трудовых мигрантов, выезжающих на работу в Российскую Федерацию.
  6. В структуре Миграционной службы действует 4 государственных учреждения – центры консультирования и подготовки трудовых мигрантов перед выездом в регионах страны. В течении первого квартала 2017 года этими центрами проведено 150 встреч среди трудовых мигрантов, на которых участвовало 15207 граждан. За этот период обработаны анкеты 162 трудовых мигрантов, желающих работать за рубежом. По результатам собеседований трудовых мигрантов с работодателями в рамках организованного набора 85 граждан трудоустроены на предприятиях Российской Федерации.
  7. В рамках сотрудничества между РТ и Российской Федерацией в области трудовой миграции граждан на территории обеих стран функционирует представительства миграционных органов государств сторон. Деятельность представительства Министерства труда, миграции и занятости населения РТ в Российской Федерации по миграции направлена на защиту прав и интересов граждан РТ в Российской Федерации в сотрудничестве с Посольством и консульскими учреждениями РТ.
  8. Сотрудниками представительства министерства в Российской Федерации по миграции совместно с общественными национальными объединениями и таджикскими диаспорами ведется большая информационно – разъяснительная работа в Российской Федерации среди трудовых мигрантов выходцев из Таджикистана по вопросам законного пребывания и осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации.

Трудовая миграция иностранных граждан в РТ

  1. Миграционная служба осуществляет свою деятельность в сфере трудовой миграции иностранных граждан в РТ в соответствии с Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», ежегодным указом Президента страны об установлении квоты иммиграции и привлечения иностранной рабочей силы, а также соответствующими постановлениями Правительства. Ежегодно увеличиваются инвестиции зарубежных компаний в экономику страны. Строятся различные промышленные предприятия, развивается строительство автомобильных дорог и сопутствующих инженерных сооружений. Данная работа сопровождается привлечением на работу иностранных специалистов.
  2. С целью регулирования трудовой миграции иностранных граждан в РТ ежегодно по заявкам министерств, ведомств и работодателей республики определяются потребности иностранных специалистов. В 2017 году квота на привлечение иностранной рабочей силы была установлена в количестве 7500 человек. В первом квартале 2017 года 1 398 чел. (в первом квартале 2016 года 2 279 чел.) иностранным гражданам было дано разрешение на работу. Иностранные граждане, которые имеют разрешение на работу, в основном работают в сфере строительства, геологии, связи, промышленности и др.
  3. С целью предотвращения незаконной миграции иностранных граждан на территории республики сотрудниками Миграционной службы периодически проводятся рейды. В течение первого квартала 2017 года в соответствии с требованиями статей 138, 470 и 499 Кодекса административных правонарушений были составлены административные протоколы в отношении 93 иностранных граждан, из которых решением суда 35 человек были выдворены за пределы республики.
  4. Таджикистан активно взаимодействует с международными организациями с целью защиты и поощрения прав трудовых мигрантов и имплементации положений Конвенции. Таджикистан является членом Международной Организации Труда (МОТ) с 1993 года и членом Международной Организации по Миграции (МОМ) с 1994 года. Также РТ активно сотрудничает с неправительственными организациями по вопросам поощрения и защиты прав трудовых мигрантов. Конвенция является правовым инструментом по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Ратификация Конвенции стала для Таджикистана серьезным шагом на пути к признанию и соблюдению прав трудящихся-мигрантов. С целью повышения информированности населения, пропаганды и распространения знаний в области прав трудящихся-мигрантов, текст данного международного документа был переведен на государственный язык, опубликован в республиканских газетах, издан в брошюрах и сборниках, предоставлен на бесплатной основе в библиотеки, образовательные учреждения, в государственные структуры для доступа широких слоев общества. Таджикистан также принимает участие во всех встречах, организуемых в рамках Совета руководителей миграционных органов государств – участников СНГ, Координационного совета руководителей компетентных органов государств-членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией (КСБНМ), Совета по миграционной политике при Интеграционном комитете ЕврАзЭс, Совместной комиссии государств – участников Соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией.

Конституционные, законодательные, юридические рамки имплементации Конвенции

  1. В соответствии с Конституцией Таджикистан, являясь социальным государством, создает условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие каждого человека. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются провозглашенными правами и свободами и имеют равные с гражданами Таджикистана в социально-экономической и культурной сферах.
  2. В Таджикистане признается примат международного права над национальным законодательством. За годы независимости Таджикистаном признаны все основные международные правовые акты в области прав человека и в настоящее время продолжается активный процесс имплементации их норм в национальное законодательство. После ратификации Конвенции с целью приведения в соответствие национального законодательства в законы «О миграции», «О правовом положении иностранных граждан в Республике Таджикистан» и другие нормативные правовые акты были внесены соответствующие изменения и дополнения.
  3. РТ ратифицировала 46 Конвенций и 20 рекомендаций МОТ, в том числе Конвенцию № 97 о работниках-мигрантах, Конвенцию № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения, Конвенцию №182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда, рекомендации № 189 об общих условиях для стимулирования рабочих мест на малых и средних предприятиях и Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности.
  4. Международно-правовые акты, затрагивающие вопросы трудовой миграции, охватывают следующие многосторонние и двусторонние соглашения, заключенные Таджикистаном:

а)         Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защите трудящихся-мигрантов в странах СНГ от 15 апреля 1994 года;

б)         Постановление Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ» от 13 мая
1995 года;

в)         Соглашение государств СНГ о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 года;

г)          Концепция поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств – участников СНГ от 15 декабря 2000 года;

д)         Концепция сотрудничества государств – участников СНГ по противодействию незаконной миграции) от 16 сентября 2004 года;

е)         Декларация о согласованной миграционной политике в рамках СНГ от 5 октября 2007 года;

е)         Программа сотрудничества государств-участников СНГ по противодействию незаконной миграции на 2009–2011 годы от 10 октября 2008 года;

ж)        Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников СНГ от 14 ноября 2008 года;

з)          Соглашение между Правительством РТ и Правительством Кыргызской Республики о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов от 6 мая 1998 года;

к)         Соглашение между Правительством РТ и Правительством Российской Федерации о трудовой деятельности и защите прав граждан РТ в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в РТ от 16 октября 2004 года;

л)         Соглашение между Правительством РТ и Правительством Республики Казахстан о трудовой деятельности и защите прав граждан РТ, временно работающих на территории Республики Казахстан и граждан Республики Казахстан, временно работающих на территории РТ от 5 мая 2006 года;

м)         Программа о сотрудничестве в области трудового обмена между Правительством РТ и Правительством Москвы Российской Федерации от
17 сентября 2007 года.

н)         Меморандум о сотрудничестве в области социальной защиты между Министерством труда и социальной защиты населения РТ и Министерством труда и социального развития населения Российской Федерации от 9 декабря 2002 года;

о)         Меморандум между государственным органом исполнительной власти Хатлонской области РТ и регионов городов Оренбурга и Волгограда Российской Федерации в области трудовой миграции от 18 сентября 2007 года;

п)         Меморандум между государственным органом исполнительной власти Согдийской области РТ и города Иваново Российской Федерации в области трудовой миграции от 18 сентября 2007 года;

р)         Меморандум между государственным органом исполнительной власти Согдийской области РТ и Алтайским и Краснодарским краем Российской Федерации в области трудовой миграции от 18 сентября 2007 года;

с)         Меморандум между Миграционной службой МВД РТ и Национальной комиссией по трудоустройству Торгово-промышленной палаты Саудовской Аравии от 24 августа 2009 года.

III.    Информация в отношении предыдущих рекомендаций комитета

По пункту 10 Заключительных замечаний

  1. С целью выполнения указаний и поручений, исходящих из Послания Президента РТ, постановления Правительства РТ от 4 октября 2011 «Об утверждении Национальной стратегии трудовой миграции граждан РТ на
    2011–2015 годы» и Плана мероприятий по решению проблем трудовой миграции граждан РТ, принятого постановлением Совета безопасности РТ от 4 мая 2013 года и утвержденной Президентом РТ, разработан проект Закона РТ
    «О трудовой миграции». В связи с этим, согласно пункту 2 Протокола заседания Межведомственной комиссии по регулированию процессов миграции при Правительстве РТ от 12 февраля 2015 года создана межведомственная рабочая группа из числа специалистов соответствующих министерств и ведомств по разработке проекта Закона РТ «О трудовой миграции». Проект настоящего Закона разработан рабочей группой, в которую входят представители Исполнительного аппарата Президента, соответствующих министерств и ведомств, представительства МОТ и других международных организаций, и проект настоящего Закона три раза представлен на общественном рассмотрении. Одновременно, на основании поручения Общественного совета 5 июня 2015 года в министерстве с целью совершенствования проекта закона с участием политических партий, представителей гражданской общественности и соответствующих министерств и ведомств состоялось заседание.
  2. Проект направлен на укрепление нормативно-правовой базы государственной трудовой миграции, эффективное и целевое использование рабочих сил внутри страны и за ее пределами, усиление защиты интересов государства, а также прав и свобод трудовых мигрантов, предотвращение незаконной трудовой миграции, защиту внутреннего рынка труда и снижение напряженности трудовой миграции. Проект состоит из 8 разделов и 26 статей, в которых предусмотрены основные термины, рамки их действия, государственная политика в сфере трудовой миграции, принципы урегулирования трудовой миграции, полномочия Правительства РТ, уполномоченные органы сферы, уполномоченные государственные органы в сфере внешней политики, местные исполнительные органы государственной власти, порядок миграции граждан РТ за рубеж, права и обязанности трудовых мигрантов, защита прав и интересов трудовых мигрантов и членов их семей за рубежом, обеспечение работой граждан внутри страны и за ее пределами, деятельность агентств занятости населения, репатриация и реинтеграция трудовых мигрантов, трудовая миграция иностранных граждан в РТ и приграничная трудовая миграция, способствующие полному урегулированию вопросов трудовой миграции. Относительно частных агентств по занятости трудовых мигрантов, являющихся основными субъектами процесса трудовой миграции, а также занимающихся посредничеством на рынке труда, в проекте закона для них предусмотрен отдельный раздел. В ходе разработки проекта закона учитываются требования международных актов в сфере миграции, признанные РТ.

По пункту 12 Заключительных замечаний

  1. Национальная Стратегия трудовой миграции граждан РТ за рубеж на период 2011–2015 годов была утверждена Постановлением Правительством РТ
    4 октября 2011 года. В 2014 года были проведены парламентские слушания по вопросу «Исполнения государственного бюджета РТ в связи с исполнением постановления Правительства РТ от 4 октября 2011 года «О Национальной стратегии трудовой миграции граждан Республики Таджикистан за рубеж на период 2011–2015 годов». По состоянию на 2014 г. из 40 пунктов Плана мероприятий данной Стратегии полностью было реализовано 23 пункта, а 17 пунктов находились на стадии исполнения. В 2015 году Стратегия завершила свое действие.
  2. Вопросы реинтеграции трудовых мигрантов – граждан РТ, которым запрещен въезд в Российскую Федерацию на определенный период, остаются под наблюдением Правительства РТ. Учитывая возникшую ситуацию, с целью обеспечения работой этой категории граждан, приказом Министра труда, миграции и занятости населения РТ от 7 апреля 2015 была утверждена специальная Программа обеспечения работой граждан РТ – трудовых мигрантов, которым установлен запрет на въезд в Российскую Федерацию и других стран. Кроме того была принята Государственная программа содействия занятости населения РТ на 2016–2017 годы от 28 ноября 2015. Политика по развитию вопросов трудовой миграции также была включена в Национальную стратегию развития РТ на период до 2030 года (далее – НСР-2030), которая была принята постановлением Правительства от 1 октября 2016 года. В частности, в ней отмечается, что в области политики продуктивной занятости Таджикистан будет придерживаться следующих приоритетов: (1) стимулирование создания продуктивных рабочих мест; (2) создание конкурентного внутреннего рынка труда;
    (3) повышение отдачи профессионального образования; (4) повышение доли формальной занятости в экономике; (5) диверсификация внешней трудовой миграции.

По пунктам 14 и 16 Заключительных замечаний

  1. Вопрос о возможности ратификации Конвенции МОТ № 181 и № 189 находится на стадии изучения соответствующими министерствами и ведомствами. В целях имплементации положений этих актов уже внесены некоторые изменения в законодательство, в частности в новом Трудовом кодексе.

По пункту 18 Заключительных замечаний

  1. С целью выполнения постановления Правительства от 1 августа 2008 года «Об учете миграции граждан РТ за рубеж и возвращения из-за рубежа» ведется учет въезда и выезда граждан нашей страны. Например: на первый квартал 2017 года:
п/н Перечень 2017 г.
за 3 месяца
2016 г.
за 3 месяца
разница/ процент
1 Процесс трудовой миграции за рубеж 112 810 144 319 -22%
Мужчин 99 281 128 566 -23%
Женщин 13 529 15 753 -14%
2 Принимающие государства
Российская Федерация 110 193 141 293 -22%
Казахстан 2 617 3 026 -13%
3 Возвращение трудовых мигрантов
на Родину
84 297 67 377 +25%
Мужчин 72 312 59 651 +21%
Женщин 11 985 7 726 +55%
  1. Агентство по статистике в рамках ежегодной Программы статистической работы каждого полугодия получает информации о трудовой миграции от Миграционной службы Министерства труда, миграции и занятости населения согласно государственным статистическим формам:
  • 1-Т форма (миграция) – Численность граждан РТ, выезжающих на работу за границу;
  • T-2 форма (миграция) – Численность иностранных граждан, занимающихся трудовой деятельностью в РТ;
  • 3-Т (миграция) – Численность иностранных граждан, выполняющих трудовую деятельность в РТ по странам.

 

  1. Для улучшения сбора статистических данных о трудовой миграции и повышения эффективности работы в рамках реализации постановления Правительства «Об учете миграции граждан РТ за рубеж и возвращения из-за рубежа» от 1 августа 2008 года организованно постоянное взаимодействия компетентных органов страны. По данному направлению органы пограничного контроля ГКНБ и Миграционной службы Министерства труда, миграции и занятости населения координируют свою деятельность, регулярно проводят встречи и реализуются необходимые мероприятия по сбору информации о трудовой миграции граждан. Органы пограничного контроля обеспечивают сбор карточек учета миграции граждан за рубеж и их возвращения из-за рубежа посредством пунктов пропусков государственной границы и предоставляют эти сведения органам миграции страны для статистического обобщения.
  2. Изучение процессов трудовой миграции находится под постоянным внимании Агентства по статистики, и практически во всех статистических обследованиях изучается трудовая миграция. Сведения о трудовой миграции были собраны и изучены в процессе проведения переписи населения и жилищного фонда 2010 года, а также Обследования рабочей силы в 2004–2009 годах.
  3. По данным Миграционной службы Министерства труда, миграции и занятости населения с 2005 по 2013 год наблюдался относительно высокий рост потоков трудовой миграции из страны. За этот период с 2005 года трудовая миграция увеличилась с 412,0 тысячи до 799,7 тысяч. За последние три года наблюдалось снижение потоков числа трудовых мигрантов по сравнению с
    2013 годом. В 2016 году по сравнению с 2013 годом трудовая миграция снизилась до 282,4 тыс (35,3%) и составило 517,3 тысяч человек.
Численность трудовых мигрантов граждан РТ, которые выехали на заработки в другие страны (человек)
Годы Всего Возраст
До 18 18-29 30-59 60 лет и старше
Оба пола
2013 799 698 23 681 316 935 454 778 4 304
2014 670 806 2 129 260 719 407 586 372
2015 552 596 324 214 417 337 605 250
2016 517 308 1 101 208 157 308 002 48
Мужчины
2013 693 355 18 276 279 114 392 876 3 087
2014 564 390 1 850 214 129 348 068 343
2015 487 929 304 188 776 297 813 190
2016 435 457 723 174 500 259 399 38
Женщины
2013 100 094 5 405 35 570 57 902 1 217
2014 106 416 279 46 590 59 518 29
2015 64 667 20 25 641 38 796 60
2016 81 851 378 33 657 47 806 10
  1. Процесс сокращения трудовой миграции граждан РТ в Российской Федерации продолжился и в 2016 году по сравнению с 2015 годом численность трудовых мигрантов сократилась на 35 288 человек, или 6,4%.
  2. Агентство по статистике в рамках проекта «Развитие государственной статистики за 2015–2018 годы» в июле–августе 2016 года провело обследование рабочей силы, одной из основных проблем которой является изучение проблем трудовой миграции граждан и их возвращения из-за рубежа. Обследование рабочей силы было проведено на основе стандартного вопросника МОТ с учетом новых рекомендаций, международных экспертов из МОТ, экспертов ЮНФПА совместно с экспертами Агентства в 4080 отобранных домохозяйствах по всей стране. Предварительные результаты исследования рабочей силы в 2016 году показали, что во время опроса населения, проведенного в июле–августе
    2016 года, 553 868 граждан РТ находились в трудовой миграции. По половым признакам 526 787 трудовых мигрантов составляли мужчины (95,1%) и
    27 081 женщины (4,9%). Большинство трудовых мигрантов составляют население трудоспособного возраста в основном молодые люди в возрасте 15–29 лет – 251 547 человек (45,4%), 30–44 года- 218 871 человек (39,5%) и от 45 до
    65 лет – 83 450 человек (15,1%). Процесс трудовой миграции затрагивает большинство граждан сельского населения. Из общего числа трудовых мигрантов 474 578 являются лица, проживающие в сельской местности (85,7%) и лишь 79 290 человек (14,3%) – в городской местности. По данным обследования рабочей силы также была собрана информация по уровню образования и семейного положения трудящихся-мигрантов. По семейному положению 122 026 человек это в основном молодые люди (22,0%), которые никогда не состояли в браке, 411 813 человек являются лицами, которые находятся в зарегистрированном браке (74,3%), 20 029 трудовых мигрантов являются разведенными и овдовевшими. По уровню образования в основном большинство трудовых мигрантов имеют базовое среднее образование (68 392) и среднее (полное) общее (397 989). Также 3 993 человек мигрантов имеют только начальное образование. В общей сложности 470 314 трудящихся-мигрантов (84,9%) имеют только среднее образование. В процессе трудовой миграции участвуют также граждан, имеющих профессиональную квалификацию, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование. Согласно результатам Обследования рабочей силы – 2016 из общего числа трудовых мигрантов 15 237 (2,8%) имели начальное профессиональное образование (окончили курсы профессиональной подготовки в лицеях или ПТУ), 30 788 (5,6%) с среднее профессиональное образование (окончили техникум или колледж) и 37 528 (6,8%) имеют высшее образование (окончили институты или университеты). В Обследовании рабочей силы-2016 были собраны данные о продолжительности пребывания мигрантов. По данным опроса-2016 156 538 (28,3%) трудовых мигрантов в течение шести месяцев находились в трудовой миграции, 150 064 (27,1%) трудовых мигрантов находились до одного года и 247 266 (44,6%) больше одного года. Трудовая миграция граждан РТ за рубежом в основном сконцентрирована на странах Содружества Независимых Государств. По данным ОРС – 2016 большинство трудовых мигрантов находились в Российской Федерации (548 941 человек, или 99,1%,) в других стран СНГ – 2 842 (0,5%) и 2 085 (0,4 процента) в странах дальнего зарубежья за пределами СНГ. Более подробная информация о результатах Обследования рабочей силы 2016 года по вопросам трудовой миграции граждан РТ будет подготовлена и опубликована на трех языках (английском, русском и английском) в мае
    2017 года.

По пункту 20 Заключительных замечаний

  1. За отчетный период информация о положениях Конвенции широко распространялась среди государственных структур, судей, прокуроров, работников МВД, подразделений миграционной службы и среди самих трудящихся мигрантов.
  2. В 2012 и 2013 годах представители Исполнительного аппарата Президента совместно с общественной организацией Центр по правам человека разработали публикацию «Обязательства РТ по Международной Конвенции ООН о защите прав трудящихся мигрантов и членов их семей». Данная публикация содержала в себе информацию о положениях Конвенции, заключительные замечания Комитета ООН по правам трудящихся мигрантов от 2012 г., Национальный план действий по реализации заключительных замечаний Комитета, и текст первоначального национального доклада Таджикистана в КТМ ООН.
    400 копий данной публикации были распространены среди государственных органов, министерств, и ведомств.

 

  1. В 2013 г. представители Исполнительного аппарата Президента РТ совместно с УПЧ и общественной организацией Центр по правам человека провели 4 круглых стола во всех регионах РТ с тем, чтобы проинформировать государственные органы и гражданское общество о заключительных замечаниях КТМ ООН и о разработанном Национальном плане действий по реализации этих рекомендаций. Кроме этого, подразделения Миграционной службы Министерства труда, миграции и занятости населения на местах при тесном сотрудничестве с Международной Организацией по Миграции и общественными организациями ежегодно 18 декабря в Международный день мигранта проводили широкие информационные акции для населения, и в частности для трудящихся мигрантов и членов их семей где распространяли информацию о положениях Конвенции. Также на официальном сайте Миграционной службы www.migration.tj трудовые мигранты имеют возможность получить необходимую информацию о положениях данной Конвенции. На альтернативном сайте общественной организации Центр по правам человека www.muhojir.info трудовые мигранты и члены их семей также имеют доступ на русском и таджикском языках о положениях Конвенции, обязательства страны по защите прав трудящихся мигрантов. Посещение данного сайта в день составляет от 120 до
    700 пользователей в день.
  2. С целью улучшения агитационно-просветительской работы среди трудовых мигрантов-граждан РТ, повышения уровня знаний о миграции, обучения трудовых мигрантов иностранному языку со стороны центров консультирования и подготовки трудовых мигрантов перед выездом в течение первого квартала 2017 года в городах и районах, международных аэропортах, джамоатах, рынках г. Душанбе проведено 150 встреч, в которых приняли участие 15207 трудовых мигрантов. Во время данных встреч трудовым мигрантам были розданы буклеты и раздаточные материалы. Работники центров в сотрудничестве с управлениями миграционной службы, структур Агентства труда и занятости населения городов и районов республики принимали участие при проведении встреч и ярмарок свободных рабочих мест. В течение данного периода в вышеуказанные центры обратились 2 136 трудовых мигрантов.
  3. В целях распространения информации о международных обязательствах РТ по правам человека, при поддержке регионального офиса УВКПЧ ООН в Центральной Азии в феврале 2016 года был официально запущен сайт Комиссии при Правительстве РТ по обеспечению выполнения международных обязательств в области прав человека (http://khit.tj), где размещены международные правовые акты в области прав человека, признанные Таджикистаном, национальные доклады, рекомендации органов ООН, а также результаты деятельности Правительства по их выполнению. Сайт функционирует на трех языках – таджикском, русском и английском. Информация о международных обязательствах в области прав человека доступна также на сайтах УПЧ и Министерства иностранных дел.

По пункту 22 Заключительных замечаний

  1. Для предупреждения случаев коррупции, в рабочих кабинетах ответственных работников консульских учреждений установлено оборудование видеонаблюдения (видеокамеры), и предоставление услуг налажено посредством информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время граждане могут направлять запросы по различным вопросам через официальные вебсайты дипломатических представительств.
  2. В 2015 году с целью обеспечения граждан иностранными паспортами, в Российскую Федерацию было направлено дополнительно 15 специалистов. Данные специалисты были направлены в основном в города и области наибольшей концентрации граждан РТ (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Краснодар и Уфа). Вышеуказанная группа также совершила выездов в другие отдаленные города и области.
  3. В аэропортах и на железнодорожном вокзале при проверке документов трудовых мигрантов относительно причины их выбытия из страны выдворения используется единая «Онлайн» система. Также, на предприятиях авиационного транспорта и железной дороги проводятся организационно-разъяснительные работы.
  4. По распоряжению начальника Таможенной службы с 6 мая 2008 года действует Общественно-консультативный совет по таможенной деятельности. Его задача заключается в повышении уровня правового поведения в области таможенной деятельности, содействие мерам, направленным на единое применение таможенного законодательства таможенными органами РТ, а также в пропаганде таможенной деятельности в РТ. Общественно-консультативный совет состоит из представителей таможенных органов и представителей других органов государственной, исполнительной власти, сектора торговли и промышленности, а также ассоциаций и такие советы созданы также в региональных таможенных управлениях. В зонах таможенного контроля пограничных контрольно-пропускных пунктов, в том числе в аэропортах и железнодорожных станциях республики установлены информационные щиты о правилах обращения с пассажирами и их регистрации, а также выдержки из следующих нормативно-правовых актов: 1) Правила перевозки товаров физическими лицами через таможенную границу РТ льготным и упрощенным способом, утвержденным Постановлением Правительства от 2 ноября 2007 года; 2) Порядок заполнения таможенной декларации пассажиров, утвержденный Постановлением Правительства от 7 апреля 1999 года; 3) Инструкция «О порядке ввоза в Республику Таджикистан и вывоза из Республики Таджикистан наличной иностранной валюты и ценных бумаг выраженных в иностранной валюте», утвержденная Распоряжением Начальника Таможенной службы от 29 сентября 2005 года. Также на вышеупомянутых щитах указан номер телефона доверия, которым пассажиры могут воспользоваться по мере необходимости.
  5. В Интернете действует официальный вебсайт Таможенной службы (www.customs.tj), посредством которого граждане могут ознакомиться с нормативно-правовыми актами данной сферы и могут обращаться по вопросам, связанным с деятельностью таможенных органов, на адрес данного вебсайта.
  6. В соответствии с требованиями законодательства РТ с гражданами, пересекающими таможенную границу, проводится постоянная разъяснительная работа, таможенное оформление осуществляется на государственном языке и на языке, понятном пассажирам. Для обеспечения контроля, во всех зонах таможенного контроля пограничных контрольно-пропускных пунктов установлены камеры суточного наблюдения. Также, с целью повышения культуры, этики общения и доброжелательного отношения к пассажирам, пересекающим таможенную границу, введен Кодекс профессиональной этики сотрудников таможенных органов РТ. Меры по проведению информационной работы о полномочиях пограничных органов при въезде и выезде граждан с территории РТ осуществляются на контрольно-пропускных пунктах путем вывешивания правил пересечения границы, установки камер для постоянного видеонаблюдения, организации телефона доверия и т.д. в предусмотренные сроки. Все начальники отделов пограничного контроля подготовили и утвердили специальные планы проведения информационных мероприятий в приграничных зонах, поселках городского типа и джамоатах и селах. Также, на всех воздушных, автомобильных, водных и железнодорожных пунктах пересечения границы установлены щиты с надписями на таджикском, русском языках и фарси с указанием телефонов доверия.
  7. Для выполнения Закона «О борьбе с коррупцией» в Миграционной службе действует комиссия по предупреждению коррупционных проявлений. С целью привлечения государственных учреждений, неправительственных, международных и правозащитных организаций к предупреждению коррупционных действий, использования их реального и конкретного опыта в области борьбы с коррупцией, повышения уровня активности граждан в ходе борьбы с коррупцией, совершенствования антикоррупционной грамотности, в связи с большей подверженностью риску коррупции в Российской Федерации и других странах принимающих таджикских мигрантов, представительства Миграционной службы и ГУП «Точикхоричакор» в Российской Федерации сотрудничают с региональными УПЧ Российской Федерации, общественной организацией «Миграция и закон», Международной организацией по миграции в городе Москве, Центром социально-правовой помощи иностранным гражданам и мигрантам, Агентством правовой помощи города Казани, «Центром защиты прав таджикистанцев» Сибирского региона, правозащитной организацией «Человек и закон», Профсоюзом трудовых мигрантов и другими, а также таджикскими диаспорами во всех регионах Российской Федерации. Также, сотрудники Миграционной службы прошли краткосрочные курсы на тему «Правила поведения и добропорядочность на государственной службе» и другие курсы.
  8. В центральном аппарате Миграционной службы, ее областных и городских управлениях и представительстве Министерства труда, миграции и занятости населения по вопросам трудовой миграции в Российской Федерации ночью работают телефоны доверия. Граждане РТ могут обращаться по вопросам нарушения их прав и получать полезные советы.

По пункту 24 Заключительных замечаний

  1. Указом Президента от 19 ноября 2012 года «О совершенствовании структуры местных исполнительных органов государственной власти Республики Таджикистан» Миграционная служба при Правительстве РТ перешла в ведомство Министерства труда, миграции и занятости населения РТ. Основной страной назначения является Российская Федерация. В связи с тем, что ежегодно проводятся заседания совместной таджикско-российской рабочей группы по решению вопросов, связанных с выполнением Соглашения между Правительством РТ и Правительством Российской Федерации о трудовой деятельности и защите прав граждан РТ в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в РТ от 16 октября 2004 года.
  2. С учетом анализа общей ситуации с правами человека в РТ разработана и утверждена Стратегия развития института УПЧ на 2011–2015 годы и на
    2016–2020 годы, где определены основные приоритеты института и конкретные шаги по их осуществлению. Согласно Стратегии одним из приоритетов УПЧ является содействие в защите прав трудовых мигрантов и членов их семей. УПЧ в этой сфере тесно сотрудничает со своими коллегами из других стран. С этой целью подписано несколько двусторонних и многосторонних соглашений, в том числе Душанбинская декларация уполномоченных по правам человека стран Центральной Азии о сотрудничестве, согласно которой учрежден Совет УПЧ стран Центральной Азии, Соглашение об учреждении Евразийской Ассоциации омбудсменов совместно с Омбудсменом Кыргызской Республики. В 2011 году заключены Меморандумы о сотрудничестве с УПЧ в РФ и с УПЧ в Свердловской области РФ, а в 2013 году с УПЧ в городе Санкт-Петербург РФ и с УПЧ в Самарской и Оренбурской областей РФ. В 2014 году заключен Меморандум о сотрудничестве с УПЧ в Республике Татарстан РФ. Основной целью этих соглашений является развитие сотрудничества в области прав человека, защита прав сограждан на их территории, своевременное информирование сторон о нарушении прав и оказании помощи в рамках полномочий УПЧ в восстановлении нарушенных прав с проведением практических и исследовательских мероприятий для повышения эффективности механизма правовой защиты на региональном уровне, организацией конференций, семинаров, тренингов. Региональная конференция уполномоченных по правам человека Центральной Азии и РФ, которая проводилась в Душанбе 30-31 октября 2012 года, является результатом совместных усилий институтов УПЧ, госструктур, НПО и других наших партнеров, приверженных защите прав трудящихся-мигрантов. Она показала заинтересованность приглашенных УПЧ из РФ и Кыргызской Республики, НПО из РФ и Казахстана в совместной работе по разрешению проблем трудовой миграции. Такие диалоги между странами в обсуждении проблем трудовой миграции позволяют узнать больше информации из первых рук, совместно проанализировать причины и последствия нарушений прав человека в процессе трудовой миграции и разработать практические меры по их предотвращению.
  3. В целях изучения положений возвратившихся трудовых мигрантов и членов их семей в 2015 году в сотрудничестве с ОО «Центр по правам человека» внутри республики проведено исследование. В рамках исследования были изучены вопросы учета, повышения правовой грамотности, медицинского обслуживания трудовых мигрантов и доступа их детей к образованию. Результаты исследования были рассмотрены за круглым столом с участием представителей местных структур центральных и местных органов государственной власти, соответствующим государственным органам представлены рекомендации.

По пункту 26 Заключительных замечаний

  1. В соответствии со статьей 24 Конституции РТ гражданин РТ имеет право на свободное передвижение и выбор места жительства, выезд за пределы республики и возвращение в нее. Никаких правовых ограничений, регулирующих выезд и въезд таджикских трудовых мигрантов, в законодательстве Таджикистана не предусматривается и это соответствует положениям статьи 8 Конвенции о защите прав всех трудящихся – мигрантов и членов их семей», а также статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах.
  2. Согласно указу Президента от 20 февраля 2009 года «Об утверждении Правил выдачи заграничных паспортов, содержащих электронных носителей информации и свидетельств на возвращение в Республику Таджикистан гражданам Республики Таджикистан» было распространено общегражданские заграничные, служебные и дипломатические паспорта, являющиеся основными документами, утверждающие личности граждан Таджикистана за пределами страны. В то же время, согласно указу Президента от 20 сентября 2013 года
    «О введение идентификационных карт граждан Республики Таджикистан» с марта месяца 2014 года, в республике началась выдача новых паспортов (идентификационных карт) гражданам Таджикистана. См. также в пункт 45.

По пункту 28 Заключительных замечаний

  1. В соответствии со статьей 17 Закона «О правовом положении иностранных граждан» иностранные граждане в Таджикистане могут заключать и расторгать браки с гражданами РТ и другими лицами в соответствии с законодательством и международными договорами. Иностранные граждане в РТ пользуются правами и несут обязанности в семейных отношениях наравне с гражданами РТ. Из положения статьи 17 вытекает, что государство дает право иностранцам и лицам без гражданства заключать браки в РТ. Дополнительные условия заключения брака для иностранных граждан в РТ, которые предусматриваются статьей 12 Семейного кодекса и статьей 35 Закона «О государственной регистрации актов гражданского состояния», это проживание на территории РТ в течение не менее одного последнего года, обязательное заключение брачного договора. Соответствующие дополнительные условия заключения брака с иностранными гражданами соответствуют положениям Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами, Закона «О противодействии торговле людьми и оказании помощи жертвам торговли людьми» и рекомендациями Межведомственной комиссии по борьбе против торговли людьми, так как в последние годы были зафиксированы случаи, когда иностранные граждане (мужчины) заключали брак с гражданами Таджикистана (женщины), вывозили их за рубеж, отбирая их паспорта и заставляя их заниматься проституцией.
  2. Статья 12 Закона «О правовом положении иностранных граждан» предусматривает право иностранным гражданам иметь имущество в личной собственности, наследовать и завещать имущество, иметь права автора научной работы, произведения литературы и искусства, открытия, изобретения, промышленного образца, а также другие имущественные и неимущественные права, если законодательством не предусмотрено иное. В соответствии со статьей 36 Конституции, каждый человек имеет право на жилище. Единственное ограничение состоит в приобретении иностранным гражданам в собственность жилые здания и дома, а также другие здания, входящие в жилищный фонд (за исключением приобретения в наследство наследниками по закону), если иное не предусмотрено законами и международными правовыми актами, признанными Таджикистаном.

По пункту 30 Заключительных замечаний

  1. Постановлением Правительства от 2 июля 2015 года была принята Концепция оказания бесплатной юридической помощи. Для реализации Концепции оказания бесплатной правовой помощи постановлением Правительства от
    28 ноября 2015 года было создано государственное учреждение «Центр правовой помощи» при Министерстве юстиции, которое финансово поддерживается со стороны ПРООН, Хелевитас Свисс Интеркооперейшн и Швейцарского агентства по развитию и сотрудничеству.
  2. С целью расширения деятельности государственного учреждения «Центр правовой помощи», а также развития системы оказания первичной бесплатной правовой помощи в начале 2017 года учреждением совместно с представителями доноров выбрали 6 новых пилотных городов и районов: Хорог, Канибадам, Яван, Дж. Расулов, Шахринав, Спитамен. В центральном аппарате учреждения организован сектор организации вторичной бесплатной правовой помощи.
  3. Государственные органы предоставляют правовую информацию гражданам при обращениях, за счет государственного бюджета поддерживаются общественные приемные в регионах в офисах УПЧ. Имеются приемные на местах при Миграционной службе Министерства труда, миграции и занятости населения, которые предоставляют бесплатную юридическую помощь.
  4. Для расширения доступа женщин к бесплатной правовой помощи, рассчитанной в первую очередь на повышения их правовой грамотности, созданы и функционируют различные центры правовой помощи. Комитетом по делам женщин и семьи и его структурными подразделениями созданы районные информационно-консультативные центры (количество 110, ежегодный прием около 10 000 посетителей, большинство из них – женщины), которые обеспечивают бесплатными услугами юристов и психологов. Также функционирует психологическая служба и «Телефон доверия». В республике при государственных органах и общественных организациях созданы и функционируют 33 кризисных центра и 3 шелтера.
  5. Кроме того, различные проекты по оказанию бесплатной юридической помощи бедным слоям населения реализуются общественными организациями за счет средств международных доноров.

По пункту 32 Заключительных замечаний

  1. С целью улучшения информационно-просветительной работы в сфере трудовой миграции, выпущен ряд телевизионных роликов, которые были представлены населению по всем телевизионным каналам и радио. В течение отчетного периода ответственными работниками Миграционной службы в сотрудничестве с местными исполнительными органами государственной власти и другими соответствующими органами были проведены встречи и обсуждений с охватом 51697 человек. Также были проведены агитационно-просветительные работы. Министерством труда, миграции и занятости населения издается газета «Шугл ва мухочират» (Занятость и миграция). Газета, в первую очередь, содержит вопросы политики Правительства РТ, действующие нормативные правовые акты в сфере трудовой миграции и занятости населения и ведет свою деятельность руководствуясь поручениями и инструкциями руководителей Министерства.
  2. С использованием отечественных и иностранных сайтов, в частности сайта Федеральной миграционной службы России, интернет-сайта представителя Министерства труда, миграции и занятости населения РТ, сайтов «Khovar.tj», «Faraj.tj», «Ozodagon.com», «tojnews.tj» и газетами «Чумхурият», «Садои мардум» и «Минбари халк» установлено сотрудничество с целью разъяснения деятельности Миграционной службы в городах и районах республики, проблем трудовых мигрантов. Через указанные средствами массовой информации Миграционная служба ежедневно распространяет необходимую информацию на трех языках – таджикском, русском и английском.
  3. Ежегодно 4 раза выпускается «Вестник УПЧ», в котором размещаются материалы по вопросам трудовой миграции, вопросы и ответы по различным областям трудовой миграции.
  4. Постановление Правительства от 28 февраля 2015 года «О Плане мероприятий по внедрению Концепции о вовлечении зарубежных соотечественников как партнеров развития страны на период 2015–2020 годов» находится на контроле и в стадии выполнения. В настоящее время 66 общественных организаций, культурных центров и таджикских диаспор официально функционируют на территории Российской Федерации, а также 2 общественных организации на Украине и 2 в Республике Казахстан.

По пункту 34 Заключительных замечаний

  1. В целях заключения двусторонних соглашений с зарубежными странами на благо трудящихся-мигрантов и их доступа к социальным благам, Министерство труда, миграции и занятости населения регулярно работает с основными странами-получателями иностранной рабочей силы. Кроме того, вопросы защиты прав граждан и иммиграционная системы в зарубежных странах регулируются на основе международных двусторонних и многосторонних соглашений. В настоящее время между РТ и Российской Федерацией в этой области подписано 6 межгосударственных и межправительственных соглашений. C 2014 года вступили в силу следующие акты:
  • Соглашение между Правительством РТ и Правительством Российской Федерации о порядке пребывания граждан РТ в Российской Федерации (08.02.2013, Москва). Соглашение предусматривает продление срока регистрации граждан РТ на территории Российской Федерации до 15 дней;
  • Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством РТ и Правительством Российской Федерации о трудовой деятельности и защите прав граждан РТ в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в РТ от 16.10.2004 (29.10.2013, Москва). Данный документ дает возможность обеим сторонам оформить разрешение на работу трудовым мигрантам на три года без необходимости выезда с территории страны пребывания.
  1. На рассмотрении соответствующих органов РТ и Российской Федерации находятся 9 проектов соглашений о сотрудничестве в области миграции по вопросам социального страхования, обмена информацией в области миграции, организации участия граждан для временного трудоустройства, медицинского обслуживания трудящихся-мигрантов и членов их семей, социальную адаптацию мигрантов, создание Биржи труда Таджикистана и России и другим актуальным вопросам.
  2. В настоящее время проводятся консультации и переговоры с соответствующими государственными органами страны о продлении срока регистрации граждан РТ в Республике Казахстана до 30 дней (в настоящее время 5 дней) и проживание в течение 90 дней, а также продление срока получения визы на территории Азербайджана после 180 дней (в настоящее время 90 дней).

 

  1. Вопрос о возможности ратификации Конвенции МОТ №118 находится на стадии изучения соответствующими министерствами и ведомствами.

По пункту 36 Заключительных замечаний

  1. Относительно агентств по обеспечению трудовых мигрантов работой, являющихся основными субъектами процесса трудовой миграции, а также занимающихся посредничеством на рынке труда, в проекте закона предусматривается отдельный раздел. См. также в пункт 28.

По пункту 38 Заключительных замечаний

  1. Для реализации внешней политики РТ одной из основных задач министерства, дипломатических представительств и консульских учреждений РТ за рубежом является защита прав и интересов граждан РТ за рубежом. В этой связи дипломатические и консульские представительства осуществляют консульские защитные меры в рамках международных соглашений и действующих законодательств. В случаях возникновения проблем у граждан РТ в других странах и обращений граждан отправляются соответствующие ноты для решения этих проблем. УПЧ продолжает сотрудничество со своими коллегами из стран трудоустройства по данному вопросу. В ежегодном докладе УПЧ отдельный раздел посвящается вопросам защиты прав трудовых мигрантов, продвижении и существующих проблем в этой области. На местах представительствами и общественными приемными УПЧ постоянно проводятся прием граждан, встречи и беседы с населением по вопросам трудовой миграции. Для служебного пользования работников аппарата УПЧ разработана и утверждена Инструкция о порядке приема и рассмотрения обращений трудовых мигрантов и членов их семей.
  2. Ежегодно изучаются вопросы пыток и другие нарушения при расследовании преступлений и результаты обсуждаются с участием руководителей всех заинтересованных органов. Координационный совет правоохранительных органов РТ, областей, г. Душанбе ежегодно обсуждает данный вопрос на своих заседаниях, а также в рамках урегулирования возникающих проблемных ситуаций в сфере защиты прав граждан постоянно обобщает практику работы в этой области. С целью предупреждения пыток, проводятся семинары, тренинги и другие мероприятия с работниками прокуратуры, следствия и органов, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия. В отдельных случаях такие мероприятия проводятся при содействии международных организаций. С помощью Программы развития ООН такие тренинги в истекшем году проводились в
    г. Душанбе, областных центрах и трех районах республиканского подчинения.
  3. В целях образования единой системы управления трудовой миграцией, эффективного использования трудовых ресурсов за рубежом и защиты прав и свобод трудовых мигрантов, 4 июня 2014 года постановлением Правительства представительство Миграционной службы при Правительстве РТ в Российской Федерации преобразовано в представительство Министерства труда, миграции и занятости населения РТ в Российской Федерации по миграции. Представительство реализует меры по урегулированию вопросов трудовой миграции, содействию временного и сезонного перемещения физических лиц, связанных со сменой места жительства или работы, легальному трудоустройству и защите прав трудовых мигрантов, а также консультированию трудовых мигрантов – граждан РТ в Российской Федерации. Координируя свою деятельность с Посольством РТ в Российской Федерации, в пределах своих полномочий представительство оказывает правовую помощь мигрантам Таджикистана, осуществляющим трудовую деятельность в России. Основными задачами представительства являются защита интересов РТ в области миграции в Российской Федерации во взаимодействии с посольствами обеих стран, анализ и прогнозирование рынка труда в Российской Федерации в связи с его возможным влиянием на миграционный процесс в республике, осуществление сотрудничества с диаспорами в сфере защиты прав трудовых мигрантов, принятие мер по организации выезда граждан РТ на Родину при возникновении чрезвычайных ситуаций в стране пребывания, сотрудничество с соответствующими органами Российской Федерации в сфере защиты прав и интересов трудовых мигрантов, реальная оценка экономической и политической ситуации в стране пребывания с точки зрения ее вероятного влияния на миграционные процессы и другие. Данное представительство оказывает содействие хозяйствующим субъектам РТ в заключении договоров с хозяйствующими субъектами и работодателями Российской Федерации, осуществлению постоянного контроля за соблюдением договоров, заключенных между хозяйствующими субъектами РТ и работодателями Российской Федерации, а также трудовых договоров и договоров о выполнении работ, заключенных между трудовыми мигрантами – гражданами РТ и работодателями Российской Федерации.
  4. Кроме того, трудовые мигранты осуществляют временную трудовую деятельность в принимающем государстве при наличии соответствующего документа, выдаваемого в соответствии с законодательством принимающего государства. Разрешение на работу выдается работнику на срок действия заключенного им договора, но не более чем на три года. При этом разрешение на работу является основанием для продления срока временного пребывания работника на территории принимающего государства на срок действия разрешения на работу.
  5. На базе Центра повышения квалификации работников органов прокуратуры проведены семинары для прокуроров областей, городов и районов по защите прав мигрантов и методов проведения тренингов для работников прокурорского корпуса.
  6. В случае поступления информации о подвергающихся дискриминации и совершении преступлений против таджикских мигрантов, МВД незамедлительно на основе двухсторонних и многосторонних международных нормативных правовых актов направляет соответствующие письма о фактах применения насилия в отношении трудящих таджикских мигрантов для проведения проверок и установления фактов преступления. За рассматриваемый период в МВД, Генеральную прокуратуру и Следственный комитет России было направленно более 50 ходатайств о проведении полного и объективного расследования фактов убийств и других преступлений, совершенных в отношении таджикских трудовых мигрантов.
  7. Эффективно используется потенциал заместителя директора Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ. Во взаимодействии с дипломатическими представительствами и представительством Министерства труда, миграции и занятости населения РТ трудовым мигрантом оказывается помощь при возникновении споров с работодателями, доставке тел погибших мигрантов, защиты прав мигрантов в случае совершения в отношении них противоправных действий.

По пункту 40 Заключительных замечаний

  1. В 2015 году в целях осуществления рекомендаций Комитета ООН по защите прав всех трудовых мигрантов и членов их семей относительно расширения путей оказания правовой помощи трудовым мигрантам, в Свердловской области РФ в сотрудничестве с МИД открыто представительство УПЧ РТ в Свердловской области, основной целью которого является защита прав и интересов граждан РТ, особенно трудовых мигрантов в этой области. В городе Екатеринбург с участием УПЧ РТ, УПЧ Свердловской области, заместителя председателя Правительства области, руководителей обществ таджиков, постоянно проживающих в Свердловске и мигрантов состоялся круглый стол на тему «Сотрудничество правоохранительных органов в укреплении отношений между народами». На нем обсуждались вопросы расширения сотрудничества в защите прав человека, особенно трудовых мигрантов. Также был представлен представитель УПЧ в Свердловской области, который начал работу с 1 сентября
    2015 года. Представитель УПЧ в Свердловской области в период 9 месяцев
    (с сентября 2015 года по май 2016 года) рассмотрел 3511 обращений, которые в основном касаются вопросов получения паспортов (утеря паспортов, завершение срока действия паспортов, получение разных документов), оформления свидетельств о возвращении в Таджикистан, принадлежности к гражданству РТ, обеспечения работой, оформления документов о разрешении на работу и регистрации, невыплаты заработной платы.
  2. В рамках заключенных соглашений правоохранительные органы РТ на постоянной основе продолжают сотрудничество с органами принимающих сторон.

По пункту 42 Заключительных замечаний

  1. На данный момент на благо увеличения человеческих ресурсов в посольствах и консульствах РТ в Российской Федерации запланированы реконструкции структур этих миссий, связанные с условиями их работы и количества.
    В связи с этим рассматривается увеличение штатов при насущной необходимости в этих миссиях. Учитывая тот факт, что Российская Федерация является самой большой страной в мире и большое количество граждан РТ находятся на территории этой страны, Посольство и два Генконсульства РТ в городах Уфа и Екатеринбург не способны своевременно решать проблемы, защищать права и интересы граждан Таджикистана. Таким образом, начали функционировать два Генконсульства РТ в Санкт-Петербурге и Новосибирске, которые будут способствовать принятию мер по решению проблем и защищать права граждан.
  2. Кроме этого, для подготовки кадровых ресурсов за счет действующих сотрудников Министерства в сотрудничестве с Агентством государственной службы и других зарубежных учреждений регулярно проводятся учебные курсы по правам человека и борьбе с коррупцией.

По пункту 44 Заключительных замечаний

  1. В конце 2016 года в Таджикистане в результате незаконной деятельности общества с ограниченной ответственностью «Абдулкарим», путем заключения фальшивых контрактов с предприятиями «Халид Фатратул Инчаз» в г. Алчоф и «Халид Муъчам» в г. Эр-Рияде работодателями Саудовской Аравии, лживых обещаний хорошего заработка и достойных условий работы, в разные города Королевства были переправлены 23 гражданки республики с целью трудовой эксплуатации. После задержания виновных лиц, было оперативно направлено соответствующие письма компетентным органам Королевство Саудовской Аравии. Предпринятыми мерами, в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий на родину было возвращено 8 девушек. Остальные в настоящее время находятся в различных городах Королевства Саудовской Аравии.
  2. В течении трех месяцев 2017 года с поддержкой Центра для детей и поддержки жертв торговли людьми МОМ 4 гражданки были возвращены из города Дубая ОАЭ и 1 гражданка из города Стамбул. 5 жертв были перенаправлены для восстановления и реабилитации.

По пункту 46 Заключительных замечаний

  1. В целом вопросы, связанные с репатриацией тел умерших трудовых мигрантов, регулируются в рамках подписанных документов между государствами. Например, согласно статье 9 Соглашения между Правительством РТ, Федеральной миграционной службой Российской Федерации и Правительством города Москвы по организованному привлечению и использованию трудовых мигрантов в случае смерти работника, осуществляющего временную трудовую деятельность в соответствии с договором о выполнении работ или оказание услуг, заключенного между юридическими или физическими лицами принимающего государства и юридическими лицами государства постоянного проживания, работодатель организует перевозку тела (останков) умершего и оплачивает все расходы, связанные с провозом, пересылкой и переводом его имущества. Тела (останки) умерших трудящихся-мигрантов и членов их семей, которые скончались в стране пребывания, перевозятся авиакомпаниями РТ бесплатно.
  2. В 2015 году было доставлено 843 тел (останки) граждан из иностранных государств, 19 из которых были убитыми. В 2016 году было доставлено 840 тел (останки) граждан из иностранных государств, 19 из которых были убитыми. В период трех месяцев 2017 года было доставлено из иностранных государств 220 тел (останки) граждан, 18 из которых были убитыми.

                                     

                     *   Настоящий документ выпускается без официального редактирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *