Теневой рынок труда опирается на параллельные властные структуры

Нелегальные мигранты проникают в Россию через официальный оргнабор

 Екатерина Трифонова                                      Корреспондент отдела политики “Независимой газеты”


нелегальные мигранты, теневой рынок, миграционная политика, двойные стандарты, бизнес, оргнабор Привлечение в Россию рабочих рук из стран бывшего СССР – это бизнес, а не геополитика. Фото РИА Новости

Российский бизнес жалуется на нехватку иностранной рабочей силы из-за закрытых границ. Гастарбайтеры уехали на родину еще в начале пандемии – и теперь вернуться в РФ на заработки они могут лишь через процедуру организованного набора.

Эксперты отмечают, что такой точечный миграционный приток доступен лишь крупным предпринимателям, аффилированным с госструктурами.

Остальные могут рассчитывать лишь на неофициальную перекупку завезенных работников. Те, в свою очередь, нередко и сами уходят от первичных работодателей – и в конечном итоге как бы теряются на теневом рынке труда. Впрочем, он не совсем теневой. Потому что действующие лица параллельных управленческих механизмов в принципе известны – это материально стимулируемые чиновники и силовики, фирмы-посредники и авторитеты иностранных диаспор в России.

По многочисленным просьбам больших российских компаний, испытывающих кадровый голод, обеспечить хотя бы какой-то механизм допуска в страну трудовых мигрантов, правительство утвердило новый алгоритм ввоза гастарбайтеров. Этим документом установлена возможность для въезда в РФ тех работников, которые привлекаются российскими работодателями в рамках межправительственных соглашений об организованном наборе иностранных граждан. Сейчас действуют два таких соглашения – с Узбекистаном и Таджикистаном.

По идее, процедура оргнабора призвана восполнять рынок труда востребованными трудовыми ресурсами – с конкретной квалификацией и в нужном количестве, пояснил член Общественного совета при МВД РФ Владимир Волох. Но нередко прямо в первые же месяцы после приезда мигранты, нарушая условия договора, уходят от работодателя – заказчика оргнабора – якобы в поисках лучших условий.

Правда, зачастую это делается с подачи посредников, сулящих им «более выгодную работу». «Такие процессы дают возможность для развития теневого рынка труда и усиливают влияние нелегальных посредников, связанных с ними работодателей и недобросовестных представителей профильных силовых структур», – подчеркнул Волох.

Кстати, весной этого года на Всероссийском совещании по развитию жилищного строительства представители бизнеса жаловались, что до 30% от общего количества мигрантов, которых ввозят в РФ как строителей, до стройплощадок в итоге не добирается. Как рассказал «НГ» эксперт, работающий в сфере предоставления услуг по найму мигрантов, требования нового алгоритма, а именно годовая выручка свыше 2 млрд руб. и численность работников не менее 250 человек, оказались «неподъемными» для большинства российских предпринимателей, которые действительно остро нуждаются в иностранных кадрах.

Так что межведомственная комиссия, принимающая решение по размещенным заявкам, по его словам, собирается «скорее для проформы». Программа оргнабора была изначально «заточена» под самый крупный и непременно аффилированный с властями бизнес. Эксперт также обратил внимание на коррупционную составляющую в решениях местной власти о том, кому в их регионе требуются гастарбайтеры.

В общем, заключил собеседник «НГ», в виде оргнаборов появилась легальная возможность ввозить нелегальных мигрантов для «перепродажи» их менее крупным компаниям.

Как отметил «НГ» член президентского Совета по правам человека Александр Брод, по-прежнему очевидны двойные стандарты государства в подходах к миграционной политике. Часть политиков-популистов в унисон с радикальными националистами борются с «засильем мигрантов». Но разум и реальные потребности экономики, по его словам, оказались сильнее – и сейчас по возрожденной системе оргнабора в регионы стали прибывать мигранты, которые находят себя в сфере строительства, аграрном секторе. «И главы регионов, работодатели радуются этому, поскольку сеять и строить было некому», – пояснил Брод.

Брод признал, что у оргнабора есть недостатки: «Профильные министерства должны более четко озвучивать потребности рынка, вместе с объединениями работодателей вести переговоры со странами – поставщиками рабочей силы». Брод знает и о дополнительной функции оргнабора, потому настаивает: «Важно сохранить прозрачность этого механизма, не искажая его сущности, но в то же время не превращая мигрантов в безропотных крепостных».

Эксперты критикуют оргнабор за формализм и низкие требования к предвыездной подготовке его фигурантов. «Если трудовой мигрант не соответствует требованиям работодателя или самовольно уходит от него, он, как правило, оказывается клиентом посредников теневого рынка труда и в результате не получает заработка, который ему обещали посредники, а сама работа им осуществляется нелегально», – сказал президент союза экспертов и консультантов «Международный альянс «Трудовая миграция» Николай Курдюмов.

«НГ» обнаружила и более радикальную точку зрения на якобы неурегулированность системы трудовой миграции. Как напомнил глава движения «Гражданская солидарность» Георгий Федоров, власть выступает с инициативами по поводу гастарбайтеров – зачастую противоречащими друг другу. «Общеизвестно, что официальное привлечение в российскую экономику иностранных граждан определенных профессий в большинстве случаев является ширмой для беспредела недобросовестных работодателей.

На птичьих правах трудится в разы больше заявленных работников, приехавших на заработки из Средней Азии», – заявил Федоров и назвал бенефициаров – олигархический бизнес, связанный с властью. Власть, по его мнению, будет защищать присутствие мигрантов в стране – и организованным набором, и попустительством нелегальной занятости.

Эксперт обратил внимание, что власти представляют оргнабор в том числе как значимый инструмент геополитики, позволяющий РФ продвигать свои интересы в Средней Азии и шире. Но это далеко не так, заметил Федоров: «Влияние на правительства этих государств через их общины в России очень зыбко. Эффективнее было бы создание в бывших республиках СССР рабочих мест через технологические цепочки промышленности.

Такие инструменты более действенны при решении геополитических задач и оптимальны для рынков труда всех стран – участниц экономического сотрудничества. Для РФ это нереально – никто не хочет создавать производство и тем более встраивать его в геополитические задачи», – заявил эксперт.

Источник: https://www.ng.ru/politics/2021-05-18/1_8150_migrants.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *