Трудовые мигранты: патенты, налоги, контроль

НОХА М.Д. Исполнительный директор Фонда науки и образования, аттестованный консультант по налогам и сборам

17-001Ознакомившись с решением Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ на тему «Проблемы миграции внутри и вокруг России» от 1 декабря 2015 г. следует отметить ряд позитивных сдвигов, намеченных по решению проблем, связанных с упорядочением миграционных процессов, их прозрачности, противодействием нелегальной миграции и связанными с ней негативными явлениями.

В решении НЭС намечено ряд мер, связанных с упрощением осуществления трудовой деятельности внешними трудовыми мигрантами.
Так, предлагается рассмотреть возможность и целесообразность:
– осуществления гражданами стран – участниц ЕАЭС (справочно: в ЕАЭС входят 5 стран: Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Кыргыстан) трудовой деятельности в России без разрешительных документов;
– осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на основании патента на территории нескольких субъектов РФ;
– разработки проекта федерального закона о деятельности частных агентств занятости;
и т.д.

Хотелось бы остановиться на отдельных направлениях по решению этих проблем, в частности, связанных с большими объемами нелегальной миграции и ее последствиями.
В России государственный контроль в сфере миграции осуществляется со стороны ряда министерств и ведомств, которые наделены соответствующими полномочиями в сфере контроля и надзора по различным направлениям деятельности. При этом каждый административный орган, выполняя свои контрольные и надзорные функции в этой сфере, осуществляет ведение информационных ресурсов, сведения которых подлежат межведомственному обмену, либо в соответствии с законодательством РФ, либо на основании соглашений, в том числе международных.

Между тем, повышение эффективности администрирования за налогообложением доходов иностранных граждан, осуществляющих свою трудовую и предпринимательскую деятельность в России, напрямую зависит от согласованных действий этих государственных органов, оперативного обмена информацией, а также рационального использования трудовых и материальных ресурсов, задействованных в этом процессе.
Как один из способов решения проблем, в настоящее время декларируется «совершенствование системы государственного контроля» въезда и пребывания иностранных граждан на территории России. При этом сама система контроля, уж если и не отсутствует, но далека от совершенства, о чем свидетельствуют объемы теневой миграции, отрицательно влияющие га все стороны жизни (экономические, фискальные, социальные, криминогенные и др.).

Как было отмечено в статье Сулейманова Д.Н. – директора Налогового института РосНОУ «Программно-целевая Модель адаптации и интеграции вынужденных мигрантов»*, размещенной на сайте Фонда науки и образования, предлагается рассмотреть вопрос о введении единого для всех видов учета в РФ (миграционного, налогового, социального) «Идентификационного номера иностранного лица» (далее – ИНИФЛ), который будет присваиваться автоматически на основе данных (сведений) специальной анкеты (по типу миграционной карты). Процедура присвоения ИНИФЛ не вызовет особых затрат и сложностей.

В указанной анкете обязательно должна быть специальная отметка пограничного органа «Въезд осуществлен» (номерная печать пограничника), оригинал этой Анкеты со специальной отметкой пограничника сдается в пункт пограничного контроля, который при обработке Анкет автоматически присваивает ИНИФЛ и выдает пластиковую карту с чипом. В эту карту в дальнейшем могут загружаться различные идентифицирующие данные (фото, радужка зрачка глаза и т.п.). Одновременно все данные из Анкеты загружаются в базу Единого государственного реестра иностранных физических лиц (ЕГРИФЛ), ведение которого целесообразно закрепить за Федеральной налоговой службой. К базе ЕГРИФЛ должны быть подключены органы ФМС России для осуществления полномочий миграционного контроля, а также другие органы для осуществления своих полномочий в сфере учета и контроля иностранных граждан.

До миновения надобности Анкета (копия- второй экземпляр) с отметкой пограничного органа и присвоенным ИНИФЛ и пластиковая карточка хранятся у иностранного гражданина.
Таким образом, это будет действенный механизм контроля, который в момент физического пересечения российской границы в пунктах пограничного пропуска начинает действовать как «сигнальная лампочка» на всем протяжении времени нахождения (пребывания) иностранного гражданина в Российской Федерации.

По мнению Анны Саяпиной – специалиста Фонда науки и образования, можно будет рассматривать решение еще одной задачи: совершенствование практики организации трудовой деятельности мигрантов на основе патентов, в том числе возможность осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на основании патента на территории нескольких субъектов РФ.

Однако, последнее вряд ли будет легко осуществить, поскольку доход от патентов поступает в региональные бюджеты и регионы вряд ли найдут компромисс по распределению этих доходов, поскольку действующая система построена на авансовых платежах, размер которых зависит от региональных коэффициентов, отражающих региональные особенности труда в каждом регионе РФ (например, в г. Москве – на 2016 г. авансовый платеж установлен в размере – 4200 руб., а в Московской области – 4000 руб., во Владимирской области – 3000 руб., в Костромской области – 2485,4 руб., В Ямало-Ненецком АО – 7412,5 руб.).

Обсуждение выше обозначенных проблем и вопросов целесообразно инициировать на конференциях, которые рекомендовал провести НЭС во всех регионах РФ, значимость которых подтверждается особым контролем за их выполнением Первым заместителем Председателя Правительства РФ И. Шуваловым.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *