В материалах комиссии по содействию ОНК опубликован законопроект СПЧ об изменении ФЗ об общественном контроле

В материалах постоянной комиссии по содействию ОНК, реформе пенитенциарной системы и профилактике правонарушений  (ПК 10 – председатель Андрей Бабушкин) Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека опубликован законопроект об изменении закона об общественном контроле, подготовленный правозащитниками и переданный ими на встрече 8 декабря Президенту России.

Задача законопроекта – системное совершенствование правовых основ организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и органи-заций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

Принятие Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» стало серьезным шагом на пути развития гражданского общества в Российской Федерации. Однако правоприменительная практика показала наличие в нем многочисленных пробелов и коллизий с другими федеральными законами.

Законопроект призван системно урегулировать коллизии и устранить пробелы следующим образом:

1. Под законодательство об общественном контроле, включая законодательство об общественных палатах, подводится конституционно-правовая база, что имеет принципиальное значение для выстраивания концепции правового регулирования в данной сфере. Одновременно право граждан на участие в осуществлении общественного контроля увязывается с правом граждан на участие в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ).

2. Уточняется понятие законодательства Российской Федерации об общественном контроле.

3. Вводится понятие «общественные интересы» и уточняется понятие общественного контроля.

4. Широко используемое в законе понятие «иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия», приводится в соответствие с тезаурусом Ко-декса об административном судопроизводстве Российской Федерации. В этой связи в законопроекте используется понятие «иных органов и организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями». (Представляется целесообразным в целях обеспечения единства терминологии внести впоследствии аналогичные изменения и в Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».)

5. Ставшее юридически некорректным в связи с введением в действие новой редакции главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации понятие «общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций» заменяется обобщенным понятием «объединения граждан», относящимся к сфере не частноправовых, а публично-правовых отношений и используемым в Федеральном законе от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

6. Для обеспечения открытости и публичности общественного контроля предусматривается создание федеральной государственной информационной системы (системы электронной демократии), обеспечивающей сбор, обработку, накопление, хранение, поиск и передачу информации о деятельности субъектов общественного контроля и лиц, деятельность которых по осуществлению возложенных на них государственных или иных публичных полномочий является объектом общественного контроля. Это соответствует поручениям Президента Российской Федерации (Пр-2346 от 05.12.2016 г., п.п. 2 и 6) по созданию правовых и иных условий для развития цифровой экономики в Российской Федерации, а также по расширению использования специализированных информационных систем в Интернете, аккумулирующих информацию, касающуюся правовых оснований назначения и проведения проверок, их результатов и принятых мер по устранению выявленных нарушений.

7. Расширяется перечень органов и организаций, которые могут признаваться субъектами общественного контроля в случае наделения их посредством соответствующих нормативных правовых актов необходимыми полномочиями. В частности, предлагается законодательно урегулировать статус существующих консультативных органов при Президенте Российской Федерации, экспертно-консультативных органов при Правительстве Российской Федерации, палатах Федерального Собрания Российской Федерации, органах судебной власти и прокуратуры.

8. Дифференцируется и уточняется правовой статус таких субъектов общественного контроля как общественные инспекции и группы общественного контроля: в действующем законе они не различаются.

9. Исправляется ошибка, связанная с исключением общественного экологического контроля из сферы действия Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Указывается, что особенности осуществления общественного экологического контроля, как и общественного контроля за деятельностью в области обеспечения обороны страны, безопасности государства и т.д., определяются соответствующими федеральными законами в части, не противоречащей положениям рамочного закона.

10. В целях расширения открытости и публичности общественного контроля устанавливается, что распространение информации об общественном контроле осуществляется на основе открытой лицензии в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

 

Содержание

Источник

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *