Вниманию неправительственных организаций

Госдума во втором чтении приняла законопроект, который структурирует формы НПО 

Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования вопросов организационно-правовых форм юридических лиц (коммерческие и некоммерческие). Предлагается все юридические лица разделить на корпоративные и унитарные юридические лица. Согласно законопроекту корпорациями признаются организации, учредители (участники, члены) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (право членства), в унитарных юридических лицах учредители не становятся их участниками (не приобретают в них право членства.

Предлагается установить точный перечень видов организационно-правовых форм некоммерческих организаций, в частности:

К некоммерческим корпорациям относятся:

потребительские кооперативы, в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы (общества взаимного кредита), фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

общественные организации, в том числе политические партии, созданные в качестве юридических лиц профсоюзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности и территориального общественного самоуправления;

ассоциации и союзы граждан и (или) юридических лиц, в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профсоюзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья,

садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества;

казачьи общества;

общины коренных малочисленных народов.

К некоммерческим унитарным организациям относятся:

общественные, благотворительные и иные фонды;

государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения;

автономные некоммерческие организации;

религиозные организации;

публично-правовые компании.

В настоящий момент Гражданский кодекс определяет, что федеральными законами могут устанавливаться и иные виды организационно-правовых форм НКО.

В случае принятия законопроекта, учредительные документы, наименования НКО, созданных до дня вступления в силу закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса при первом изменении учредительных документов таких НКО.

Учредительные документы НКО до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ будут действовать в части, не противоречащей указанным нормам.

Со дня вступления в силу Федерального закона к созданным ранее юридическим лицам соответственно будут применяться нормы главы 4 Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего законопроекта):

к потребительским обществам, жилищным, жилищно-строительным и гаражным кооперативам, садоводческим, огородническим или дачным потребительским кооперативам, обществам взаимного страхования, кредитным кооперативам, фондам проката, сельскохозяйственным потребительским кооперативам – о потребительских кооперативах;
к политическим партиям, к созданным в качестве юридических лиц профессиональным союзам (профсоюзным организациям), общественным движениям, органам общественной самодеятельности и территориальным общественным самоуправлениям – об общественных организациях;

к некоммерческим партнерствам, объединениям работодателей, объединениям профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленным, нотариальным и адвокатским палатам – об ассоциациях (союзах);

к товариществам собственников жилья, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам – о товариществах собственников недвижимости;

к общественным и благотворительным фондам – о фондах;

к государственным академиям наук – о государственных учреждениях;

к общественным учреждениям – о частных учреждениях.

При регистрации изменений в учредительные документы юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) государственная пошлина взиматься не будет.

Планируется, что документ вступит в силу с сентября 2014 года.

С текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте Государственной Думы (законопроект № 47538-6/2)

 

Информация предоставлена независимой правозащитной организацией Артикль 20

E-mail: info@article20.org,

www.article20.org

28 апреля 2014 года

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *