Госдума во втором чтении приняла законопроект, который структурирует формы НПО
Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования вопросов организационно-правовых форм юридических лиц (коммерческие и некоммерческие). Предлагается все юридические лица разделить на корпоративные и унитарные юридические лица. Согласно законопроекту корпорациями признаются организации, учредители (участники, члены) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (право членства), в унитарных юридических лицах учредители не становятся их участниками (не приобретают в них право членства.
Предлагается установить точный перечень видов организационно-правовых форм некоммерческих организаций, в частности:
К некоммерческим корпорациям относятся:
потребительские кооперативы, в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы (общества взаимного кредита), фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
общественные организации, в том числе политические партии, созданные в качестве юридических лиц профсоюзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности и территориального общественного самоуправления;
ассоциации и союзы граждан и (или) юридических лиц, в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профсоюзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья,
садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества;
казачьи общества;
общины коренных малочисленных народов.
К некоммерческим унитарным организациям относятся:
общественные, благотворительные и иные фонды;
государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения;
автономные некоммерческие организации;
религиозные организации;
публично-правовые компании.
В настоящий момент Гражданский кодекс определяет, что федеральными законами могут устанавливаться и иные виды организационно-правовых форм НКО.
В случае принятия законопроекта, учредительные документы, наименования НКО, созданных до дня вступления в силу закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса при первом изменении учредительных документов таких НКО.
Учредительные документы НКО до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ будут действовать в части, не противоречащей указанным нормам.
Со дня вступления в силу Федерального закона к созданным ранее юридическим лицам соответственно будут применяться нормы главы 4 Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего законопроекта):
к потребительским обществам, жилищным, жилищно-строительным и гаражным кооперативам, садоводческим, огородническим или дачным потребительским кооперативам, обществам взаимного страхования, кредитным кооперативам, фондам проката, сельскохозяйственным потребительским кооперативам – о потребительских кооперативах;
к политическим партиям, к созданным в качестве юридических лиц профессиональным союзам (профсоюзным организациям), общественным движениям, органам общественной самодеятельности и территориальным общественным самоуправлениям – об общественных организациях;
к некоммерческим партнерствам, объединениям работодателей, объединениям профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленным, нотариальным и адвокатским палатам – об ассоциациях (союзах);
к товариществам собственников жилья, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам – о товариществах собственников недвижимости;
к общественным и благотворительным фондам – о фондах;
к государственным академиям наук – о государственных учреждениях;
к общественным учреждениям – о частных учреждениях.
При регистрации изменений в учредительные документы юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) государственная пошлина взиматься не будет.
Планируется, что документ вступит в силу с сентября 2014 года.
С текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте Государственной Думы (законопроект № 47538-6/2)
Информация предоставлена независимой правозащитной организацией Артикль 20
E-mail: info@article20.org,
28 апреля 2014 года