Вниманию НКО: 15 апреля – последний день сдачи отчета в Минюст. Особенности сдачи отчетности НКО в 2022 году

Какую отчётность и в какие сроки должны предоставить НКО?

До 15 апреля 2022 года некоммерческие организации (НКО) обязаны представить в территориальные управления Минюста России по месту своего нахождения отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников (по форме № ОН0001), сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников и их посредников (по форме № ОН0002) за 2021 год, по установленным формам (пункт 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Общественные объединения (организации, движения) — отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства и их посредников денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использовании и об их фактическом расходовании и использовании по форме № ОН0003 (часть 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Также для НКО (за исключением общественных объединений) установлена обязанность ежегодно размещать указанную выше отчетность на Информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации «О деятельности некоммерческих организаций» либо публиковать отчеты в СМИ.

Размещение на официальном портале исключает необходимость представления отчетов на бумажном носителе и одновременно позволяет реализовать обязанность по их опубликованию.

Новая практика в этом году

С 1 марта 2022 года Приказом Минюста России от 30.09.2021 № 185 утверждена новая форма отчетов, по которой НКО и должны были сдавать (размещать) свои отчеты.

Внимание!!! Поздним вечером 8 апреля на информационном портале Минюста России о деятельности НКО обновились формы отчетности! Некоммерческим организациям, которые еще не отчитались, достаточно заполнить формы на портале http://unro.minjust.ru/ и не направлять отчеты на бумаге в Минюст.
Обновлены формы для НКО, не являющихся общественными объединениями (ОН0001, ОН0002), и форма для общественных объединений (ОН0003).
На время подготовки сообщения формы отчетов для НКО, включенных в реестр выполняющих функции иностранного агента (ОИА), пока не обновлены.

Как тогда НКО исполнить свою обязанность?

Для получения разъяснений по столь неоднозначной ситуации Ассоциация «Юристы за гражданское общество» обратилась непосредственно в Минюст России.

16 февраля юристы получили ответ на свое письмо. Считаем, что он важен для всех НКО. В ответе ведомства указано, что отчетность НКО за 2021 год представляется по формам, утвержденным Приказом Минюста России от 16.08.2018 № 170. Также Минюст сообщает, что в данный момент ведется работа по созданию новой информационной системы. Будет ли закончена работа до 15 апреля, в ответе не сказано. Минюст приносит извинения за доставленные неудобства.

Таким образом, на сегодня НКО доступен следующий вариант: чтобы отчитаться по правилам, НКО нужно подавать отчетность на бумажном носителе в Минюст и публиковать ее в СМИ.

Какая ситуация в регионах?

В регионах НКО ориентируются на рекомендации территориальных органов. Например, из ответа представителя Главного управления Минюста России по Свердловской области, прозвучавшего на вебинаре Общественной палаты и Регионального Ресурсного центр для СО НКО 11 марта 2022 года по теме годовой отчетности, следует: сейчас НКО могут разместить на портале отчеты по прежней форме либо сдать их в бумажном виде по новой форме. Публикация в СМИ во втором случае является обязательной.

Для каких НКО форма отчета не изменилась?

Необходимо отметить: для НКО, учредителями (членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевших в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, форма отчета не менялась. Такие НКО по-прежнему представляют через портал Минюста заявление, подтверждающее соответствие вышеуказанным признакам, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности (пункт 3.1 статьи 32 Закона № 7-ФЗ). Проверки НКО до конца 2022 года отменены, но не все.

В отношении НКО в 2022 году проверки проведены не будут.

Это следует из Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 “Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля”. Отмена касается организаций, проверки которых должны были пройти после 10 марта.

Однако, в документе указано, что допускается проведение плановых проверок Роспотребнадзора, Госпожнадзора в отношении НКО, оказывающих услуги, в частности, по дошкольному и начальному общему образованию, по организации детских лагерей на время каникул, социальные услуги с обеспечением проживания. Вместо проверки органы вправе нанести профилактический визит в организацию (подпункты а), б) пункта 2 Постановления).

Внеплановые проверки в этому году проводятся:

– при условии согласования с органами прокуратуры при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства (подпункт б) пункта 3 Постановления);

– в рамках прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (подпункт б) пункта 3 Постановления).

– Минюстом с извещением органов прокуратуры в отношении НКО по основаниям, установленным в пункте 4.2 статьи 32 Федерального закона “О некоммерческих организациях” (подпункт в) пункта 3 Постановления).

Специальными основаниями для внеплановой проверки НКО Минюстом либо его территориальным органом являются, к примеру:

– поступление от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций либо выявлении по результатам проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с НКО информации о нарушении ею законодательства РФ, о совершении действий, не соответствующих уставным целям и задачам ее деятельности, в том числе о наличии в ее деятельности признаков экстремизма;

– поступление информации об осуществлении НКО деятельности в качестве НКО, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный законом реестр.

Елена Макей, юрист Ассоциации«Юристы за гражданское общество» 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *