Учёт населения ведётся во всех странах для связи с человеком по адресу проживания, для определения места реализации некоторых прав и территориального планирования.
В России много категорий людей, не подпадающих под критерии регистрации. А сама она незаконно увязана с реализацией прав. Вместо предусмотренной уведомительной процедуры сохраняется разрешительная прописка. И как это ни парадоксально, регистрация россиян намного сложнее миграционного учёта иностранцев.
Это связано, прежде всего, с недостатками законов “О праве на свободу передвижения” и “О миграционном учёте”.
Мы хотим найти такой способ регистрации людей, чтобы не было ни одного, я подчеркну, НИ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА, НЕ СПОСОБНОГО ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ.
Для этого определим системные проблемы и обсудим успешный опыт государств СНГ и Европы.
Мне бы очень хотелось, чтобы мы, наконец, нашли общий подход к решению этих проблем, в ближайшее время согласовали его с ведомствами и подготовили законопроект.
Шесть следующих предложений позволят обеспечить достоверность, всеобщность и общедоступность регистрационного учёта:
- Отвязать регистрацию от жилищных прав (законности вселения, согласий, норматива площади и др.), сделав её возможной по заявлению ЛЮБОГО проживающего лица
Для регистрации кроме паспорта нужен документ о праве на жильё, что связывается с законностью вселения, включая получение согласия нанимателя, всех зарегистрированных (и отсутствующих), а при несоблюдении учётной нормы площади жилья – ещё и наймодателя.
Не имеющие жилья, жилищного документа и хотя бы одного согласия регистрации не подлежат. И сталкиваются с невозможностью реализации ряда конституционных, гражданских и социальных прав, что общеизвестно.
Что уж говорить, в Московской области даже бездомных без последней подмосковной прописки запрещено принимать в ночлежки.
Отсутствие механизма принуждения наймодателя к регистрации нанимателей выталкивает их на теневой рынок покупки поддельных документов или совершения мнимых сделок.
- Установить возможность регистрации в любом помещении, не обязательно жилом (как по месту пребывания, так и по месту жительства)
Закон позволяет регистрировать проживающих в гостинице, санатории, больнице, тюрьме и в других помещениях нежилого фонда, но лишь по месту пребывания, а по месту жительства – только в тюрьме. Хотя при отсутствии у человека другого жилья он подлежит регистрации именно по месту жительства
- Установить возможность регистрации по фактическому адресу работодателя, если человек живёт в помещении работодателя без адреса (строит новый микрорайон / выполняет полевые работы / устраняет последствия стихийного бедствия, ночуя в вагоне-бытовке в чистом поле)
- Бездомных регистрировать по месту жительства по адресу районной миграционной службы или местной администрации
Это обеспечит элементарное планирование пунктов их обогрева, дезинфекции и питания зимой.
Напомню, что кочевники из районов Крайнего Севера сейчас регистрируются ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА по адресу местной администрации
- Процедуру сделать уведомительной
Без принятия решения паспортной службой, максимально исключив личное взаимодействие с ней. Обеспечить оформление регистрации по почте, через Интернет, терминалы в пунктах массового прибытия.
Например, наймодатель на сайте Госуслуг заполняет форму о регистрации и нанимателю приходит код доступа, который он вводит в терминал сразу по прибытии на вокзале, в аэропорте или по смс. Его личные данные автоматически подгружаются из тех же Госуслуг. Всё – человек зарегистрирован, выполнив одно действие за 5 сек.
- Отвязать миграционный учёт от регулирования миграционных процессов и вообще от законности пребывания иностранцев в РФ
Уже преамбула закона “О миграционном учёте…” содержит абсурдное положение о том, что этот учёт является “одной из форм государственного регулирования миграционных процессов…”.
Не вызывает сомнения, что никакой учёт не может ничего регулировать.
Поскольку этот учёт подтверждает законность пребывания в России, то его отсутствие переводит иностранца в нелегала. При таком положении миграционная служба не может выполнить свою основную функцию по фиксации населения, как законно, так и незаконно находящегося в стране
Как известно, президент дважды поручал СПЧ подготовить предложения по изменению прописочных законов.
Тогда из нескольких я выбрал вариант, учитывающий все эти предложения. Но это старый компромиссный проект 2015 г.
Механизм предлагался такой:
– человек регистрируется в жилом помещении по жилищному документу или согласию проживающего (существующий порядок),
– при отсутствии жилого помещения – в любом помещении, в котором живёт, по документу о его наличии;
– работающий гражданин, не имеющий помещения, документа о вселении или проживающий в помещении работодателя в труднодоступной местности или без почтового сообщения, регистрируется по адресу места нахождения работодателя – юр.лица. В форме заявления он указывает действительный адрес или максимально точное место проживания, а при отсутствии документа о вселении причину отсутствия;
– не имеющий помещения(1), жилищного документа(2) неработающий(3) регистрируется по адресу районной миграционной службы. При отсутствии удостоверяющего личность документа получает временное удостоверение личности и регистрируется по нему.
По схожей уведомительной процедуре и основаниям организован миграционный учёт иностранцев.
Эти предложения были концептуально поддержаны Генпрокуратурой, ФНС, ФССП и СДВС.
Остальные ведомства миграционного, силового и социального блоков высказали несущественные возражения (они имеются в раздатке), не предложив никакого механизма регистрации, обеспечивающего её полную всеобщность и общедоступность.
Наша с вами задача – СЕГОДНЯ, ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС НАЙТИ ЭТОТ МЕХАНИЗМ. Спасибо!
Евгений Александрович Бобров, руководитель проекта “Право на Родину”*
* -реализуется на средства, выделенные на проект Фондом президентских грантов