Эксперты заявили о провале плана интеграции мигрантов с помощью экзаменов

Экзамен по русскому языку для приезжих создал почву для появления нелегальных коммерческих посредников между мигрантами и государством, полагают эксперты РАНХиГС. Интеграции приезжих экзамен практически не способствует
Введение экзамена по русскому языку для мигрантов позволило организациям, устраивающим тестирование, заработать до 11,5 млрд руб. Экзамен не помог интегрировать приезжих в российское общество и лишь увеличил затраты на легализацию мигрантов. К такому выводу пришли эксперты Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС). Доклад исследователей Евгения Варшавера, Анны Рочевой и Наталии Ивановой есть в распоряжении РБК.

Исследователи провели массовый интернет-опрос с выборкой более чем 3 тыс. человек; анкета социологов на разных языках распространялась среди пользователей групп в соцсетях, связанных с миграцией в Россию. В анализ вошли данные анкет 3105 респондентов — это те опрошенные, которые ответили на все вопросы социологов. Кроме того, авторы доклада провели качественное исследование методами интервью и наблюдения в четырех регионах России.

Законопроект об обязательном экзамене по русскому языку для приезжих, претендующих на работу в ЖКХ, торговле и сфере услуг, был принят в 2012 году. В 2014 году норму распространили на всех иностранцев, которые подают документы на временное проживание, вид на жительство, разрешение на работу или патент.

Теневые посредники

Появление экзамена изменило систему институтов, задействованных в организации миграции, и перераспределило внутри нее финансовые потоки, констатируют авторы исследования. «Официальная» инфраструктура выстраивается вокруг вузов и НИИ, которые государство наделило полномочиями по организации тестирования. Они, в свою очередь, отвечают за организацию локальных центров тестирования в регионах. Чтобы сдать экзамен, приезжий должен заплатить 4,9 тыс. руб., если речь идет о патенте или разрешении на работу, или 5,3 тыс. руб., чтобы получить разрешение на временное проживание или вид на жительство. Эти средства идут в бюджеты организаторов тестирования, рассказал РБК Варшавер. К лету 2016 года, согласно отчету правительства, экзамен сдали почти 2,2 млн человек (более свежих данных нет). Они заплатили от 10,6 млрд до 11,5 млрд руб.

Помимо основного тестирования в некоторых регионах были введены дополнительные экзамены. Они обычно проще, документы об их сдаче действуют только в пределах субъекта и выдаются на более короткие сроки — «федеральный» сертификат действует пять лет, а например, региональный московский — год. Стоимость такого тестирования разнится: в Москве это 700 руб., в Нижегородской области — 2 тыс. руб., а в Тамбовской и Рязанской областях — 2,9 тыс. руб. Деятельность локальных центров тестирования иногда не соответствует целям, которые преследует государство, говорится в докладе.​ Так, в одном из регионов руководитель центра «считала себя ответственной за российскую национальную безопасность и не позволяла сдать экзамен потенциально опасным, по ее мнению, иностранцам».

Вокруг процедуры сдачи экзаменов сформировалась система коммерческих посредников, чьи методы работы не всегда законны. Исследователи делят их на несколько типов. Первый — это частные лица со связями в центрах тестирования, которые за определенную сумму предлагают приезжим купить сертификат на настоящем бланке и с регистрацией в базе данных (респондент, который цитируется в докладе, сказал социологам, что такая услуга стоит 8–12 тыс. руб.). Посредники второго типа торгуют фальшивыми сертификатами и рассчитывают на доверчивость покупателей. Наконец, остальные посредники экзаменуют гастарбайтеров по доверенности от официального центра тестирования; в плату, которую они взимают с приезжих, входят госпошлина (ее они передают в официальные учреждения) и сверх нее — «комиссия» за посреднические услуги. Есть и коммерсанты, предлагающие услуги по «натаскиванию» на экзамен.

Подробнее на РБК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *