В Госдуме предложили меры для сохранения языкового многообразия


Концепция преподавания родных языков народов России будет разработана к 1 января следующего года. Какие именно меры нужны для сохранения языкового многообразия страны, обсудили участники парламентских слушаний в Госдуме. Среди предложений – разрешить сдавать экзамены на родных языках или ввести обязательный экзамен по этому предмету.

О сроке, который ставится рабочей группе для подготовки концепции, на слушаниях сообщила замминистра просвещения РФ Татьяна Синюгина. Документ пройдет широкое обсуждение с участием профессионалов. С их помощью предстоит также обновить образовательные стандарты.

Одна из важнейших проблем, которую назвала замминистра, – это отсутствие учебников и учебных пособий. По данным министерства, сейчас в федеральный перечень включены 103 учебника по семи родным языкам – татарскому, башкирскому, алтайскому, чеченскому, якутскому, хакасскому и греческому. А ведь в России ведется преподавание 81 родного языка. То есть либо обучение большинства языков проходит при помощи не проверенных пособий, либо учебников нет вовсе.

В Госдуме осознают наличие этих и других проблем. Ряд учебников годами не могут пройти экспертизу, и дети не виноваты в медлительности чиновников, заявил глава комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов. Согласно предложению депутатов, эти полномочия следует отдать федеральным вузам, они уже и без того сами проводят экспертизу учебников.

Процесс подготовки учебных пособий действительно надо оптимизировать, признал замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев. По его словам, сейчас “учебники получаются золотыми” из-за сложного алгоритма, связанного с проведением экспертизы и т.п.

Еще одна серьезная программа – нехватка подготовленных педагогов, использующих в работе современные методики. “Почему родители и дети не хотят связываться с изучением родных языков? Дело в том, что их отталкивают сложные, устаревшие методики преподавания, – заявил Ильдар Гильмутдинов. – Дети лучше всего учат язык до пяти лет. И необходимо именно в игровой форме вовлекать их в образовательное пространство”.

В профильном комитете уверены, что необходима ведомственная программа подготовки кадров на федеральном и региональном уровнях.

Еще очень важна мотивация в изучении родных языков, заявил глава комитета. В связи предлагается рассмотреть вариант дополнительных баллов за указанный предмет в вузах, а также языковые олимпиады. Еще необходимо наладить дистанционное обучение детей по интернету. “Где бы ребенок ни находился, он должен иметь возможность изучать родной язык”, – подчеркнул глава комитета.

Будет обсуждаться и предложение и разрешить ученикам сдавать экзамены на родных языках, сообщил Гильмутдинов. Надо пойти еще дальше и ввести обязательный экзамен по родному языку, добавил вице-спикер заксобрания Дагестана Камил Давдиев. “Дети не всегда осознают, что им необходим родной язык”, – пояснил он.

Напомним, что ключевые решения в сфере сохранения языков уже приняты. Во-первых, президент на днях подписал указ о создании специального фонда в этой сфере. Именно под его эгидой будут готовиться учебники, программы и кадры, сообщил глава комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов. А в августе вступил в силу ключевой закон, который закрепил родной язык в обязательной школьной программе, однако дал родителям и их детям право выбора родного языка – причем в этом качестве может быть выбран русский.

Источник: РГ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *