Основные нормативные правовые акты, регулирующие правовое положение некоммерческих организаций в РФ

Международное общественное  движение “Форум переселенческих организаций”

 

                         

 

 

 

ПАМЯТКА

для руководителей, сотрудников и добровольцев третьего сектора,

(актуальна на 01.11.2021 г.)

Основные нормативные правовые акты, регулирующие правовое положение

некоммерческих организаций в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации

акт высшей юридической силы и прямого действия на всей территории РФ.

Обратите внимание на статью 30 Конституции, гарантирующей каждому право на объединение, свобода деятельности общественных объединений, невозможность принуждения к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

 

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая

Нормы, регулирующие гражданско-правовой статус некоммерческих организаций (НКО) как юридических лиц, глава 4 ГК РФ.

 

– Понятие, организационно-правовые формы, приносящая доход деятельность, наименование, место нахождение (адрес) НКО (пункт 1, пункты 3-6 статьи 50, пункты 1,2 статьи 54);

 

Виды НКО:

  • корпоративные (общественные организации, движения, ассоциации (союзы)); права и обязанности участников корпорации, управление в корпорации (статьи 1, 65.2, 65.3, статья 123.1, статьи 123.4123.11);
  • унитарные (фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации); основные положения, управление, устав и особый порядок ликвидации (для фонда) (статьи 17123.25).

 

Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая

Обратите внимание на перечень целевых поступлений на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения:

  • доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности в определенных законом областях, а в случае предоставления грантов Президента РФ – на осуществление деятельности (программ, проектов), определенной актами Президента РФ (с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ);
  • доходы в виде целевых поступлений на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению (пункта 2 статьи 251 НК РФ).

 

Освобождаются от налогообложения доходы:

  • доходы, полученные добровольцами (волонтерами) в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)” и иными федеральными законами, которыми установлены особенности привлечения добровольцев (волонтеров), в виде выплат или в натуральной форме на возмещение расходов добровольцев (волонтеров) на приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, на предоставление помещения во временное пользование, на проезд к месту осуществления благотворительной, добровольческой (волонтерской) деятельности и обратно, на питание (за исключением расходов на питание в сумме, превышающей установленные размеры суточных), на уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование либо на страхование жизни или здоровья, связанные с рисками для жизни или здоровья добровольцев (волонтеров) при осуществлении ими благотворительной, добровольческой (волонтерской) деятельности (п.3.1 статьи 217 НК РФ).

 

  • полученные налогоплательщиком в виде грантов, премий и призов в денежной и (или) натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях, предоставленных НКО за счет грантов Президента РФ в соответствии с условиями договоров о предоставлении указанных грантов таким НКО;

 

  • в денежной и (или) натуральной формах в виде оплаты стоимости проезда к месту проведения соревнований, конкурсов, иных мероприятий и обратно, питания (за исключением стоимости питания в сумме, превышающей установленные размеры суточных) и предоставления помещения во временное пользование налогоплательщикам, производимой НКО за счет грантов Президента РФ в соответствии с условиями договоров о предоставлении указанных грантов таким НКО (пункты 6.1, 6.2 статьи 217 НК РФ).

 

Трудовой кодекс РФ, части 2,4 статья 309.1, статья 309.2

Нормы определяют особенности регулирования труда лиц, работающих в НКО.

 

С 01 января 2021 года по соглашению сторон в НКО, численность работников которых не превышает 35 человек, могут заключаться срочные трудовые договоры.

 

НКО также вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правил внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, положения о премировании, графика сменности и др.), если соответствующие нормы будут включены в трудовые договоры.

 

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”

Закон определяет особенности гражданско-правового положения НКО отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки НКО органами государственной власти и органами местного самоуправления:

  • понятие НКО (пункт 2 статьи 2);
  • понятие социально ориентированной НКО (пункт 2.1 статьи 2);
  • понятие НКО-исполнителя общественно полезных услуг (пункт 2.2. статьи 2);
  • виды деятельности, порядок, формы поддержки и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по решению вопросов поддержки СОНКО, возможность признания СОНКО исполнителем общественно полезных услуг (статьи 314);
  • контроль за деятельностью НКО (статья 32).

 

Некоммерческая организация: понятие, признаки, статусы НКО

 

НКО является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

 

НКО могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания  юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

 

Социально ориентированными НКО признаются НКО, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

 

Под НКО – исполнителем общественно полезных услуг понимается СОНКО, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, надлежаще реализует проекты, предусматривающие осуществление деятельности

по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента РФ, предоставляемых на развитие гражданского общества, не является НКО, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством РФ обязательным платежам.

Ведение реестра некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг осуществляет Министерство юстиции РФ.

 

Правовое положение и принципы деятельности НКО

 

НКО считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

 

НКО должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

 

Правовые основы экономической и иной поддержки СОНКО

 

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать НКО экономическую поддержку.

 

Оказание экономической поддержки НКО осуществляется в различных формах, в том числе в следующих формах:

  1. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у НКО в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  2. Предоставление гражданам и юридическим лицам, оказывающим НКО материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (пп.19.6 п.1 статьи 265 НК РФ);
  3. Предоставление НКО иных льгот.

 

Оказывается финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) СОНКО.

 

Не допускается предоставление льгот по уплате налогов и сборов в индивидуальном порядке отдельным НКО, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим НКО материальную поддержку.

 

Виды деятельности СОНКО

 

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку СОНКО при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности:

 

  1. Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
  2. Подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  3. Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
  4. Охрана окружающей среды и защита животных;
  5. Охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
  6. Оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
  7. Профилактика социально опасных форм поведения граждан;
  8. Деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
  9. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
  10. Развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
  11. Деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;
  12. Проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;
  13. Участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
  14. Социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;
  15. Мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
  16. Содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;
  17. Увековечение памяти жертв политических репрессий.

 

Для признания НКО социально ориентированными федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться наряду с предусмотренными настоящей статьей видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ.

 

Реестр СОНКО

 

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2021 г. N 1290 “О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций” утверждено Положение о порядке ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций. Документ будет действовать с 1 января 2022 года. Уполномоченный орган — Минэкономразвития, который размещает реестр в открытом доступе на своем сайте.

 

В реестр включаются НКО:

  • получатели грантов Президента РФ по результатам конкурсов, проведенных организациями, уполномоченными на предоставление грантов Президента РФ (далее – организации, уполномоченные на включение некоммерческих организаций в реестр), или получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ; органами местного самоуправления, один раз и более в течение 3 лет на дату включения в реестр (в течение 15 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии или гранта);
  • являющиеся исполнителями общественно полезных услуг (в течение 15 рабочих дней со дня включения в реестр ИОПУ);
  • являющиеся поставщиками социальных услуг (в течение 15 рабочих дней со дня включения в реестр поставщиков);
  • являющиеся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (в течение в течение 15 рабочих дней со дня получения лицензии Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки);
  • являющиеся благотворительными организациями, зарегистрированными в установленном законодательством РФ порядке и представившими в Министерство юстиции Российской Федерации сообщение о продолжении деятельности или отчетность в соответствии со ст. 32 Федерального закона “О некоммерческих организациях” за 2 года, предшествующие дате включения в реестр (в течение 30 рабочих дней со дня представления отчетности);
  • являющиеся получателями имущественной поддержки, предоставленной федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления на срок предоставления такой поддержки, но не более чем на 3 года (в течение 15 рабочих дней со дня получения поддержки и на срок предоставления такой поддержки, но не более чем на 3 года).

НКО, которые не соответствуют указанным критериям, включаются в реестр по решению, принятому органом исполнительной власти субъекта РФ на срок до 3 лет.

 

Государственное регулирование и контроль за деятельностью НКО

 

НКО (за исключением общественных объединений) обязаны представлять в территориальный орган Министерства юстиции РФ:

  • отчет о деятельности и о персональном составе ее руководящих органов и работников по форме ОН0001;
  • отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства  либо уполномоченных ими лиц, и (или) граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, либо действующих в качестве      посредников при получении таких денежных средств и (или) иного     имущества, и (или) от российских юридических лиц, бенефициарными    владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и  финансированию терроризма”, являются иностранные граждане или лица без гражданства, по форме ОН0002.

 

НКО, учредителями (участниками, членами) которых:

  • не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства,
  • не имевшие в течение года поступления имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства,
  • если поступления имущества и денежных средств в течение года составили не более трех миллионов рублей,

представляют отчетность по упрощенной форме – в форме заявления (сообщения), подтверждающего отсутствие указанных условий, а также содержащего информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.

 

НКО обязаны размещать в СМИ либо в сети Интернет отчеты или сообщения о деятельности в объеме сведений, представляемых в Министерство юстиции РФ.

 

Срок представления отчета — не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

 

Возможные правовые ограничения деятельности НКО

 

ТО Министерства юстиции РФ осуществляет контроль за соответствием деятельности НКО уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ.

 

Формы контроля:

  • запрос документов у НКО, посещение мероприятий НКО;
  • проверки;
  • запрос информации у иных органов о финансово-хозяйственной деятельности НКО.

Проверки:

  • плановая (1 раз в 3 года)
  • внеплановая ( специальные основания)
  • документарная (по месту нахождения проверяющего органа)
  • выездная (по месту нахождения и (или) деятельности НКО).

 

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях”

Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений:

  • понятие ОО (статья 5);
  • учредители, члены и участники ОО (статья 6);
  • организационно-правовые формы ОО (статья 7);
  • надзор и контроль за деятельностью ОО (статья 38).

 

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее – уставные цели).

 

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения.

 

Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах – общедоступной.

Государственное регулирование и контроль за деятельностью ОО

Общественные объединения обязаны представлять в ТО Министерства юстиции РФ Отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных  общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного  имущества, и (или) от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, являются иностранные граждане или лица без гражданства, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании  по форме ОН0003.

 

Срок представления отчета — не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

 

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)”

 

Закон устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в РФ:

  • понятие благотворительной деятельности (пункт 1 статьи 1);
  • понятие добровольческой (волонтерской) деятельности (пункт 2 статьи 1);
  • цели указанной выше деятельности (статья 2);
  • понятие участников благотворительной деятельности, включая благотворителей, добровольцев (волонтеров), благополучателей, добровольческие (волонтерские) организации (статья 5);
  • понятие и формы благотворительных организаций ( статьи 6 и 7);
  • понятие ящика для сбора благотворительных пожертвований, порядок размещения ящиков и сбора имущества в такие ящики ( статья 1);
  • условия и порядок осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности (статьи 117.5).

Цели благотворительной деятельности

Благотворительная и добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в целях:

  • социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействия защите материнства, детства и отцовства;
  • содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;
  • охраны окружающей среды и защиты животных;
  • охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
  • подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  • социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
  • содействия добровольческой (волонтерской) деятельности;
  • участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
  • -содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
  • -поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
  • содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
  • содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.

 

Правовое положение благотворительной и добровольческой НКО как особого вида НКО

 

Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) НКО, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

 

Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.

 

Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.

 

Добровольческая (волонтерская) организация — НКО в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, привлекает на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.

 

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”

 

Закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров – единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

 

Обратите внимание:

  • на сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ; срок, установленный для сообщения об изменении сведений (статья 5);
  • на порядок государственной регистрации юрлица (глава III);
  • на порядок государственной регистрации изменений в учредительный документ юрлица и сведения о нем, содержащиеся в ЕГРЮЛ (глава VI);
  • на порядок государственной регистрации юрлица в связи с его ликвидацией (глава III).

 

Федеральный закон от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», вступивший в силу 01 июля 2021 года, не распространяется на проверки деятельности НКО Минюстом России.

 

Особенности надзора и контроля за деятельностью НКО

Надзор и контроль за деятельностью НКО будет осуществляться Минюстом в соответствии с

 

Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который продолжает действовать в отношении НКО до 31 декабря 2024 года.

 

Контроль за соблюдением НКО законодательства в других сферах (трудовое, социальное законодательство, требования пожарной безопасности, обработка персональных данных) будет осуществляться в соответствии с новым Федеральным законом № 248-ФЗ.

 

Принципы государственного контроля (надзора), муниципального контроля

  • законность и обоснованность
  • стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований юридическими лицами
  • соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц
  • охрана прав и законных интересов, уважение достоинства личности, репутации контролируемых лиц
  • недопустимость злоупотребления правом
  • соблюдение охраняемой законом тайны
  • открытость и доступность информации об организации контроля
  • оперативность при осуществлении контроля.

 

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»

 

Закон регулирует отношения, возникающие при сборе денежных средств на формирование целевого капитала НКО, формировании и расформировании целевого капитала, доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал, использовании доходов, полученных от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал , и предназначенных для финансирования уставной деятельности НКО, а также определяет особенности правового положения НКО, формирующих целевой капитал.

 

В 2021 году НКО предоставлена возможность вести публичный сбор денежных средств на формирование или пополнение сформированного целевого капитала.

 

Федеральный закон “О персональных данных” от 27.07.2006 N 152-ФЗ

 

Законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, иными госорганами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации или без таковых, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях.

 

Обратите внимание:

  • на основные понятия, включая понятия ПД, оператора ПД, которым является в том числе НКО (статья 3);
  • на принципы обработки персональных данных (статья 5);
  • на условия обработки персональных данных (статья 6);
  • согласие субъекта ПД на обработку его ПД (статья 9);
  • на условия обработки специальных категорий персональных данных (статья 10);
  • на особенности обработки персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения (статья 10.1);
  • на условия обработки биометрических персональных данных (статья 11);
  • обязанности оператора при сборе ПД (статья 18);
  • случаи, когда оператор вправе не уведомлять уполномоченный орган по защите прав субъектов ПД об обработке ПД (часть 2 статьи 22).

 

Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” от 27.07.2006 N 149-ФЗ

 

Закон регулирует отношения, возникающие при:

  • осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
  • применении информационных технологий;
  • обеспечении защиты информации.

 

Обратите внимание:

  • на право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей граждан и организаций (статья 8);
  • на порядок ограничение доступа к информации (статья 9);
  • на обязанности организатора распространения информации в сети “Интернет” (статья 10.1).

================================================================

Подготовила:

Елена Макей, магистр частного права, член Ассоциации «Юристы за гражданское общество»;

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *