Предложения по программе репатриации, сформированные по итогам работы круглого стола.
проект
Международное общественное движение «Форум переселенческих организаций» совместно с Институтом стран СНГ в рамках реализации проекта «Право на Родину» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, провёл 24 марта 2021 г. в г.Москве круглый стол на тему: «Репатриация в Россию соотечественников: предложения к проекту закона».
В мероприятии приняли участие сотрудники Главного управления по вопросам миграции МВД России, УВМ УМВД по Калужской, Московской областям и городу Москве, аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченные по правам человека в Воронежской, Калужской и свердловской областях, представители Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, учёные, специалисты-практики и переселенцы.
Целью круглого стола было обсуждение проблемы репатриации в Россию: как сейчас реализуется право соотечественников на репатриацию; сопоставление с опытом зарубежных стран, осуществляющих программы репатриации; необходимость специального закона о репатриации – обсуждение разработанных ранее вариантов и выработка оптимальной концепции проекта базового федерального закона.
Действующая Госпрограмма переселения соотечественников из-за рубежа из-за системных недочётов неспособна реализовать моральные обязательства государства перед носителями российской культуры и ценностей, наиболее способными к скорейшей адаптации и развитию системы позитивных социальных связей принимающего сообщества. Представляя собой во многом субъективный оргнабор трудовых мигрантов, в котором отсутствует ключевая репатриационная составляющая в качестве её цели и задачи, нет организующего работу ответственного ФОИВа, Госпрограмма не удовлетворяет целям репатриации.
Репатриация является упрощенным способом приобретения российского гражданства соотечественниками, ранее покинувшими Россию, при содействии государства в их обустройстве. Она будет способствовать развитию экономики России и улучшит демографическую ситуацию. Проведением репатриации государство выполнит свои моральные обязательства перед соотечественниками, проживающими за пределами России, ощущающими свою принадлежность к народу России и и желающими вернуться на свою историческую родину.
В связи с исключительной значимостью правоотношений целесообразно разработать и принять самостоятельный Федеральный закон «О репатриации в Российскую Федерацию», который:
– создаст предпосылки и гарантии добровольному возвращению соотечественников – представителей народов России на свою историческую родину;
– сохранит национальное (этническое) ядро России;
– предотвратит ассимиляцию соотечественников в государствах, исповедующих идеи строительства моноэтнических государств и цели развития, расходящиеся с интересами и “культурным кодом” проживающих в них представителей народов России.
Проанализировав системные проблемы Госпрограммы и её соответствие потребностям в т.ч. демографического и культурного развития, практику реализации процедуры приобретения российского гражданства носителями русского языка, обсудив доклады об опыте реализации программ репатриации в нескольких государствах СНГ и дальнего зарубежья, разъяснения представителей ГУВМ МВД России, участники круглого стола приходят к следующим выводам и предложениям.
В целях реализации права соотечественников на добровольное переселение в Российскую Федерацию, предусмотренное Федеральным законом «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», на принципах репатриации:
- Рекомендовать Государственной Думе создать рабочую группу по разработке законопроекта «О репатриации в Российскую Федерацию».
1.1. Принять за основу для работы по проекту Федерального закона «О репатриации в Российскую Федерацию» концепцию проекта Федерального закона «О репатриации в Российскую Федерацию», разработанного в 2004 г. Форумом переселенческих организаций и Институтом стран СНГ.
1.2. При разработке проекта Федерального закона «О репатриации в Российскую Федерацию», учесть следующие предложения круглого стола:
А) репатриантом признаётся иностранный гражданин или лицо без гражданства, являющийся соотечественником в соответствии Федеральным законом от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ “О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом”, выразивший намерение переехать в Российскую Федерацию на постоянной место жительства.
Статус репатрианта соотечественник оформляет путем подачи заявления в дипломатическое представительство или консульское учреждение России за рубежом, либо в уполномоченный орган по вопросам миграции на территории России. Решение о предоставлении статуса репатрианта принимается в срок до трех месяцев.
Вместе с репатриантом право на переселение в Россию на постоянное место жительства и получение статуса репатрианта получают члены семьи репатрианта: супруг (а), дети супруга (и), родители супруга (и), – если они сами не являются репатриантами;
Б) преференции, предоставляемые репатриантам:
– упрощенный порядок приобретения гражданства (без разрешения на временное проживание и вида на жительство);
– получение вида на жительство без разрешения на временное проживание – желающим сохранить на какое-то время свое иностранное гражданство;
– предоставление временного жилья за счёт государства (места в Центрах временного размещения, субсидирование найма жилья, льготная ипотека, льготные условия для создания ЖСК и др.) при переезде в регионы приоритетного вселения;
– предоставление земельных участков (приусадебных наделов), а имеющим опыт либо специальную подготовку – льготные условия предоставления больших участков для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, кредитования техникой, ГСМ, посадочным материалом, удобрениями и др. при переезде в регионы приоритетного вселения;
– трудоустройство без получения разрешительных документов;
– отсрочка от службы в армии на 2 года (или дольше – к обсуждению);
– освобождение от некоторых налогов на определенный срок (к обсуждению);
– полное равноправие во всех социальных правах с гражданами России при пересечении границы РФ. Сразу по прибытии репатриантам назначается пенсия (имеющим право), нуждающиеся получают пособия (по беременности, на детей и др.), льготные лекарства (имеющие право), выдаются полисы обязательного медицинского страхования постоянного действия, дети беспрепятственно поступают в дошкольные образовательные учреждения и сдают ЕГЭ или вступительные экзамены в ВУЗы. Репатриантам, переезжающим в регионы приоритетного вселения, нуждающимся в материальной поддержке, государство предоставляет социальный (прожиточный) минимум на первое время.
- Рекомендовать Правительству РФ:
2.1) инициировать создание научно обоснованного перечня народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, и утвердить его;
2.2) инициировать разработку перечня документов, подтверждающих принадлежность к народам России (исторически проживающим на территории России) и российское происхождение. Такими документами, в частности, могут быть: паспорт гражданина СССР с подтверждением наличия гражданства РФ («удостоверение подданного Российской Империи» и др.); акты гражданского состояния или их копии; документы о прохождении военной службы в армии Российской Империи, Советской Армии и др.), документы, подтверждающие факт депортации, и иные выданные государственными органами документы, содержащие запись о принадлежности к одному из народов России, о проживании на территории России и др.)., и утвердить его.
В целях совершенствования действующего законодательства в отношении прав соотечественников в вопросах оформления правового статуса на территории РФ, приобретения ими гражданства РФ:
- Рекомендовать Государственной Думе принять законопроект № 69201-7 от 30.12.2016 г. «О внесении изменений в Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” и в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” в отношении носителей русского языка» в части, неурегулированной принятыми в 2017-2020 годах поправками в отношении носителей русского языка.
При принятии законопроекта участь возможность для соотечественника, родившегося или имеющего прямых предков, родившихся на территории Белоруссии или Казахстана, или Украины, или прибалтийских республик, подать заявление в Комиссию по признанию «носителем русского языка».
- Рекомендовать Главному управлению по вопросам миграции МВД России:
4.1) подготовить предложения по совершенствованию Государственной программы оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, для устранения системных проблем в реализации данной программы, препятствующих полноценной интеграции соотечественникам, ставшим ее участниками и членам их семей:
4.2) выработать рекомендации для органов миграции по реализации порядка признания «носителем русского языка» при подаче совокупности документов, свидетельствующих о проживании предков «носителя русского языка» на территории Российской Федерации, о котором наряду со свидетельством о рождении являются документы о получении образования, о работе, о рождении детей и пр.
Документ в формате PDF:
Здравствуйте .а можно ли выехав из узбекистана и подать документы на территории россии , документы переведены на русский .причина в спешке поступление детей в вуз.и долгосрочная очередь подачи заявления на переселение.